9 ноября 1949 г. старший диспетчер а/п Молотов и штурман 207 авиаотряда и аэропорта Молотов, встретив вернувшегося из Янаула пилота По-2С № Х-396 комбината «Молотовуголь», договорились с ним отвезти их на охоту в село Аннинское Юго-Осокинского района Молотовской области. Ранее они летали туда же в личных целях с этим и другими пилотами. Пилот дал им согласие при условии, если будет свободен.
10 ноября около 11 часов местного времени пилот позвонил старшему диспетчеру и сказал, что направляется на аэродром. В аэропорту пилот запросил у дежурного диспетчера разрешение на перелет на аэродром МАП, расположенный в 12 км от а/п Молотов. Тот отправил пилота за разрешением к начальству. Пилот пошел к начальнику АМСГ и спросил его, можно ли перелететь на ЛИС без прогноза погоды, на что получил отказ. Тогда, даже не поинтересовавшись метеообстановкой по предстоящему маршруту полета, пилот пошел к самолету, посадил прибывших пассажиров, на 10-15 м вырулил с места стоянки и произвел взлет под углом 45° к выложенному старту около 10:25 мск, без разрешения стартера и без контрольного круга над аэродромом. Около 12:00 – 13:00 поступило сообщение о катастрофе самолета в районе Аннинского.
Расследованием установлено, что самолет около 11:35 мск появился над селом на высоте около 50…70 м, сделал три круга и произвел посадку в поле (жнивье со слоем снега 10-12 см) в 300 м южнее деревни. Высадив пассажиров, пилот через несколько минут произвел взлет. На высоте около 50 м он произвел первый разворот и, сделав с набором высоты круг над селом, лег курсом на север и вошел в облачность. Оставшиеся на земле старший диспетчер и штурман вначале услышали удаляющийся гул мотора. Через несколько минут они услышали приближающийся (нарастающий) гул мотора самолета, характерный для крутого пикирования, такое положение повторилось трижды. После этого они увидели промелькнувший на фоне леса самолет, который, не выходя из положения крутого планирования под углом до 20°, с правым креном врезался в землю.
При осмотре места происшествия установлено, что самолет вышел из низкой облачности на высоте менее 30 м с курсом 250-270° в положении крутого планирования до 20°, с правым креном до 20° и скольжением, на большой скорости, с работающим мотором. Правым колесом самолет ударился о край оврага и правой нижней плоскостью о южный склон оврага с уклоном до 20°. После этого самолет с переходом на нос, пробороздив по земле (по краю оврага) нижней частью мотора и снижаясь вправо по оврагу, ударился левой полукоробкой в отдельно стоящий на краю оврага куст ёлок толщиной у основания до 10-12 см, смял его, вырвав с корнем, продвинулся дальше с разворотом влево, вновь перешел на нос, ударяясь вторично правой плоскостью, разрушив ее и задрав вверх. Фюзеляж развернулся под задравшейся правой плоскостью и остановился хвостом вперед по направлению движения, в 35-40 м от места первого удара о землю.
Пилот в бессознательном состоянии доставлен в фельдшерский пункт села, где скончался через 14 часов, в 04:20 местного времени. Катастрофа произошла в 200 м восточнее села Аннинское, в 1,5…2 км от места взлета.
По показаниям жителей села, погода к моменту прилета была ниже минимума: приподнятый туман высотой до 50-70 м, а к вылету резко ухудшилась (снизилась до высоты 30 м, с выпадением инея и с прохождением волн тумана). Не имея возможности идти под облаками, пилот решил идти сверх ее, зная о хорошей погоде в г. Молотов, но без достаточной подготовки к слепым полетам и систематических тренировок с техникой пилотирования не справился и стал терять пространственное положение. При потере скорости пилот отдал ручку от себя, не контролируя высоту по прибору, и, выйдя из облачности на высоте 20-30 м, не успел вывести самолет из крутого планирования и врезался в землю.
|