Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Узбекского ТУ ГВФ в Ташкентской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  21 сентября 1963 г.
Время:  09:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Узбекская ССР, п.п.Ташкескен, 60 км южнее Бричмуллы
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-31450
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское территориальное управление ГВФ, Сергелийский ОАО
 


Описание
    19 сентября 1963 г. экипаж 164 летного отряда Сергелийского ОАО УзТУ ГВФ и пилот-инструктор прибыли на оперативную точку Бричмулла Вернечирчикского района Ташкентской области для выполнения транспортных полетов в горной местности по обслуживанию Чаткальской ГРЭ. 20 сентября пилот-инструктор проводил с экипажем провозные полеты. 21 сентября экипаж в 05:50 мск самостоятельно вылетел из Бричмуллы на п.п. Ташкескен, расположенную в 60 км южнее оперативной точки. На борту находилось 3 работника экспедиции и 350 кг груза (доски). Загрузка и центровка вертолета не превышали установленные нормы.
    Прогноз погоды по маршруту и пункту посадки с 3 до 9 часов предусматривал: облачность 0-5 баллов верхняя, видимость 4-10 км, ветер неустойчивый 20-25 км/ч. Фактическая погода по пункту посадки была: ясно, видимость более 10 км, ветер юго-восточный 2-3 м/с, температура воздуха +10°С. Посадочная площадка Ташкескен расположена в горной местности на высоте 2400 м.
    Перед заходом на посадку командир вертолета выполнил контрольный круг на истинной высоте 100 м, определил по дыму направление ветра и начал производить заход и расчет на посадку с курсом 140°. Убедившись в неправильности расчета, командир вертолета принял решение уйти на второй круг. В момент ухода на второй круг в конце площадки вертолет коснулся колесами земли. При этом касании мощность несущего винта была использована полностью. Командир вертолета, пытаясь увеличить мощность, перетяжелил несущий винт и произвел отворот вправо, чем уменьшил мощность, передаваемую на несущий винт. Полетный вес вертолета соответствовал уходу на второй круг при условии использования воздушной подушки над площадкой, но ввиду приземления в конце площадки при наличии резкого уклона более 30° воздушная подушка исчезла. Полетный вес для данных условий стал больше допустимого на 450 кг. В результате перетяжеления несущего винта, отворота вправо, увеличения полетного веса выше допустимого для данных условий, командир вертолета создал условия, способствовавшие значительной просадке вертолета. Потеря высоты была усугублена наличием нисходящего потока воздуха. В результате просадки вертолет потерял высоту и приблизился к противоположному склону ущелья. В момент разворота вертолет столкнулся левым колесом основного шасси и хвостовым винтом за выступ противоположного склона ущелья в 200 м от посадочной площадки. От удара левое колесо основного шасси и хвостовой винт с редуктором оторвались и вертолет начал вращаться вокруг вертикальной оси. Вращаясь, вертолет набрал высоту 15-20 м, перешел в беспорядочное вращение, упал в ущелье примерно в 300 м от площадки и загорелся. При вращении 3 пассажира были выброшены в открывшийся задний люк, упали на острые камни и погибли. Члены экипажа получили тяжелые ранения. Бортмеханик скончался на второй день в больнице от тяжелых ранений и ожогов. Вертолет полностью разрушился и сгорел. Катастрофа произошла в 06:20 мск (09:20 местного времени).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета уход на второй круг
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-31450
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.06.1955
Заводской номер ВС 0318
Наработка ВС (часы) 1650
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б9834577


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское территориальное управление ГВФ, Сергелийский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной летного происшествия являются ошибки в технике пилотирования командира вертолета при расчете на посадку и уходе на второй круг.
    Способствующая причина – попадание вертолета в нисходящий поток воздуха в ущелье при уходе на второй круг.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.