Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Северного ТУ ГВФ в Мурманской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  10 октября 1962 г.
Время:  09:38
Страна:  СССР
Место происшествия:  Мурманская область, 100 км от а/п Мурманск (Мурмаши)
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-31438
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северное территориальное управление ГВФ, 70 ао
 


Описание
    Экипаж 70 авиаотряда Северного ТУ ГВФ в составе командира вертолета и штурмана произвел в 09:00 взлет с оперативной площадки Ловно для выполнения аэроэлектроразведочного полета по заявке экспедиции №4 Запгеофизтреста. На борту находились три бортоператора и инженер-геофизик заказчика.
    Прогнозируемая и фактическая погода соответствовала указанному виду работа и была: облачность 4-7 баллов высотой 600-1000 м, видимость более 10 км, ветер 5-7 м/с.
    В 09:38, пролетев 70 км от места взлета, выполняя полет на высоте 60-80 м по радиовысотомеру, экипаж не заметил находившуюся впереди по курсу полета возвышенность высотой 20 м с расположенными на ней деревьями высотой до 20 м. Выпущенная с вертолета на 15 м гондола зацепила за дерево и оторвалась в месте крепления амортизатора с тросом. В результате этого произошло отклонение вертолета от курса вправо. Желая сохранить направление полета, пилот энергично дал левую ногу до отказа. При этом резко возросли углы атаки на хвостовой винт, что привело к срыву потока на лопастях и их большим маховым движениям, в результате чего разрушились все лопасти хвостового винта на расстоянии 350-500 мм от концов. Концами разрушенных лопастей была повреждена и деформирована концевая балка. Освободившийся от большого натяжения трос подвески гондолы забросило на лопасть №1 несущего винта в районе 44-47 нервюр, вследствие чего возникла сильная вибрация с вождением ручки циклического шага. В результате разрушения хвостового винта и частичного разрушения лопасти №1 несущего винта вертолет стал неуправляемым и с большим правым креном ударился о поверхность безымянного озера (в 100 км от а/п Мурмаши), полностью разрушился и наполовину затонул в 5 м от берега.
    Старший бортоператор, бортоператор и инженер-геофизик погибли. Второй бортоператор ранен. Командир вертолета получил ушибы, штурман – легкие ранения.
    Пилот в день катастрофы выполнял второе задание на этом виде работ после предоставленной ему тренировки на п.п. Ловно заместителем командира АЭ, при которой особое внимание уделялось на выдерживание высоты полета.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 4 3
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-31438
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 20.09.1955
Заводской номер ВС 0620
Наработка ВС (часы) 2055
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б9116409


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северное территориальное управление ГВФ, 70 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Непосредственной и главной причиной катастрофы явился удар вертолета о водную поверхность вследствие потери управляемости из-за разрушения хвостового винта и частичного разрушения лопасти несущего винта в результате ее схлестывания оборвавшимся тросом гондолы.
    2) Основным виновником катастрофы является командир вертолета, который не выдерживал безопасную высоту полета, установленную приказом ГУ ГВФ №685 и предусмотренную заданием на полет, а также не выполнил указания, данные ему командованием отряда.
    В приказе начальника Северного ТУ ГВФ дополнительно указывается, что при монтаже операторами заказчика гондолы допущено отступление от чертежей ее крепления. Дополнительная установка амортизатора привела к забросу оставшегося конца троса на лопасть несущего винта, что привело к ее разрушению. Не был установлен тросоруб на лебедке, согласно чертежей. В нарушение приказа ГУ ГВФ №369-61 г. полет выполнялся без второго пилота, который в полетное задание не включался с ведома и.о. заместителя командира АЭ. Последний также в процессе тренировки командира вертолета к данному виду работ допустил сокращение программы тренировки по отдельным упражнениям.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.