Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Узбекского ТУ ГВФ в районе Нукуса
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 октября 1962 г.
Время:  01:23
Страна:  СССР
Место происшествия:  Узбекская ССР, Кара-Калпакская АССР, 2 км от а/п Нукус
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-49249
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское территориальное управление ГВФ
 


Описание
    В день происшествия и.о. командира 2АЭ 162 авиаотряда Узбекского ТУ ГВФ Щедров проводил тренировочные полеты с командирами Ан-2 Мичником и Мелитоновым. С Мичником он выполнил 7 вывозных полетов по прямоугольному маршруту и 1 полет в зону (общее время полетов 1 час 12 минут), с Мелитоновым он выполнил 6 вывозных полетов по прямоугольному маршруту и 1 полет в зону (общее время полетов 1 час 06 минут). Во время этих полетов на борту находились Щедров, второй пилот Тацюра и оба командира. Таким образом, они налетали 2 часа 18 минут без перерыва. После вывозных полетов Щедров сделал 15-ти минутный перерыв для разбора. Потом Мичник и Тацюра выполнили 10 самостоятельных полетов по прямоугольному маршруту в светлое время ночи (при луне) продолжительностью 1 час 00 минут. Мелитонов во время этих полетов находился на КДП. Затем Мелитонов и Тацюра выполнили 10 самостоятельных полетов по прямоугольному маршруту продолжительностью 1 час 00 минут. Мичник находился на КДП. Щедров во время полетов Мичника и Мелитонова руководил ими с КДП. Фактическая погода во время полетов была: облачность 5/0 баллов средняя, верхняя, видимость 19 км, ветер 20° 1 м/с, ночь, луна.
    В 23:17 мск Щедров дал задание Мичнику и Танцюре произвести самостоятельный полет в зону для выполнения виражей с кренами 15-20°. На борту также находился Мелитонов. Фактическая погода во время выполнения этого полета была: облачность 10/0 баллов, видимость 19 км, ветер 20° 1 м/с, ночь, луны не было (заход луны в 22:15 мск). На борту оставалось 326 кг горючего. Центровку при данном количестве топлива и отсутствия балласта на самолете Щедров при выпуске самолета в зону не подсчитывал. Фактическая же центровка самолета при взлете составляла 19% САХ, что близко к предельно допустимой передней.
    После выполнения третьего разворота самолет продолжал набирать высоту с МК=90° и должен был выполнить четвертый разворот над БПРМ для занятия зоны над аэродромом, который был освещен стартовыми и неоновыми огнями, по оси ВПП. Однако Мичник, не выполнив четвертого разворота, пересек ось ВПП в направлении, где нет ни одного светового ориентира, и при переводе самолета из режима набора высоты в режим горизонтального полета потерял пространственное положение, допустив при этом крутое снижение в поисках естественного горизонта, не перейдя своевременно на пилотирование по приборам. Оказавшись над местностью без световых ориентиров, с пилотированием по приборам Мичник не справился. В результате самолет вошел в крутое пикирование под углом около 70° и в 2 км правее линии старта в пустынной местности с работающим двигателем на максимальной мощности столкнулся с землей носовой частью, взорвался и сгорел. Экипаж погиб. Катастрофа произошла в 23:23 8 октября мск (01:23 9 октября местного времени).
    Экипаж после выполнения первого разворота на КДП о полете больше ничего не докладывал. Щедров по радиосвязи экипаж не вызывал, после третьего разворота визуально самолет не наблюдал.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-49249
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1G09-18
Заводской номер ВС 31.08.1961
Наработка ВС (часы) 1330
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка КЛ 1114193


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское территориальное управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Нукус
Пункт назначения Нукус
Начальный пункт маршрута Нукус
Конечный пункт маршрута Нукус


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы является потеря пространственного положения в ночном полете командиром Ан-2 Мичником вследствие его неподготовленности к пилотированию самолета по приборам в темную ночь в безориентирной местности.
    Сопутствующая причина: неправильная методика обучения полетам командиров Ан-2 со стороны и.о. к-ра 2АЭ Щедрова, выразившаяся в том, что вывозные тренировочные полеты им давались в лунное время ночи, а самостоятельные – в темную ночь. Сам Щедров не имел достаточного опыта инструкторской работы для обучения пилотов в ночное время, имеет налет ночью не более 15 часов и практически в темные ночи полеты не совершал.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.