Экипаж 242 ОАО Казахского ТУ ГВФ выполнял пассажирский рейс №31/32 Алма-Ата – Талды-Курган – Капал – Арасан и обратно. Прибыв в Талды-Курган, экипаж получил метеоконсультацию по маршруту Талды-Курган – Капал – Арасан. Прогноз погоды по маршруту с 6 до 9 часов предусматривал: облачность 4-7 баллов кучево-дождевая высотой 1500-2000 м и средняя, видимость 4-10 км. С 9 до 12 часов: 4-7 баллов кучево-дождевая высотой 600-1000 м от а/д Талды-Курган, проходящий дождь, видимость 4-10 км.
Прогноз погоды отвечал минимуму трассы и пилота и позволял выполнить полет только до пунктов Капал и Арасан. В обратном направлении от Арасана до Талды-Кургана прогнозировалось понижение облачности, осадки, поэтому экипаж был выпущен диспетчером а/п Талды-Курган только до аэропорта МВЛ Арасан с предупреждением произвести обратный вылет с разрешения АДС Талды-Курган или РДС МВЛ Алма-Ата.
На а/д Капал экипаж в нарушение задания на полет принял на борт трех пассажиров, следующих до Алма-Аты, с тем, чтобы на обратном пути посадки в Капале не производить. В а/п Арасан на борт взято еще три пассажира.
Не получив разрешение на вылет от АДС Талды-Курган, экипаж в 09:10 мск самовольно произвел взлет для обратного полета. После взлета командир самолета доложил о вылете в РДС МВЛ Алма-Ата и запросил разрешение следовать до Талды-Кургана. Диспетчер запретил следовать по маршруту в Талды-Курган вследствие ухудшения погоды по трассе и приказал командиру самолета произвести посадку в Капале. Пилот, вместо беспрекословного выполнения приказа диспетчера РДС МВЛ, стал настойчиво добиваться у диспетчера АДС Талды-Курган согласия на прием через пролетающий борт Ли-2 №51154. Диспетчер АДС Талды-Курган через экипаж Ли-2 дал согласие на прием самолета с указанием следовать строго по ПВП, при встрече с погодой ниже минимума произвести возврат. Диспетчер РДС МВЛ Алма-Ата дал указание следовать на Талды-Курган на безопасной высоте 1850 м, что экипаж подтвердил, но занять эту высоту не смог из-за понижения облачности и начала выпадения интенсивных осадков. Об ухудшении видимости экипаж не доложил, а продолжал полет со снижением в горной местности, временами следуя в облаках.
Таким образом, диспетчеры РДС МВЛ Алма-Ата и АДС Талды-Курган вместо решительного пресечения неправильных требований командира экипажа, зная, что погода на данном участке трассы резко ухудшается (ими уже было возвращено два борта), пошли на поводу у недисциплинированного пилота, следовавшего уже на высоте ниже безопасной, и дали ему согласие на прибытие в Талды-Курган.
Не сумев после взлета из-за наличия сплошной облачности набрать безопасную высоту и самовольно продолжая полет со снижением на высоте ниже безопасной, с целью скрыть истинную высоту полета, спрямление маршрута и невыполнение посадки в Капале, командир самолета выключил барограф. Продолжая полет со снижением в условиях все ухудшающейся горизонтальной видимости, в обильных осадках, экипаж свой полет по радиосредствам не контролировал, совершенно не пользовался радиокомпасом и приводной радиостанцией а/п Талды-Курган. В результате этого пос. Абай им был ошибочно принят за поворотный пункт Акешки. Доложив в РДС о пролете поворотного пункта, командир самолета взял курс на Талды-Курган.
Дальнейший полет протекал со снижением с горизонтальной видимостью ниже минимума трассы. Вместо того, чтобы принять благоразумное решение о возврате, командир самолета, вопреки здравому смыслу и требованиям НПП ГА-58, допустил дальнейшее снижение в горной местности в надежде пройти под облаками. В результате этого на высоте 1140 м самолет в 09:35 мск (12:35 местного вр.) столкнулся с горой высотой 1504 м в 30 км северо-восточнее а/п Талды-Кургана (горы Ескиульмес) и потерпел катастрофу. 3 пассажира погибли, 1 пассажир тяжело ранен, 2 пассажира легко ранены, члены экипажа получили легкие ушибы.
Расследованием установлено, что командир самолета и второй пилот и ранее имели случаи спрямления маршрута, которые сопровождались выключением барографа и подделкой барограмм, что затрудняло своевременное вскрытие этих преступных действий.
|