Пилот 171 ОАО Приволжского ТУ ГВФ выполнял почтовый рейс №111 по маршруту Саратов – Горный – Пугачев – Ивантеевка – Перелюб и обратно.
Прогноз погоды по трассе с 08:20 до 14:00 предусматривал: облачность 4-7 баллов слоисто-кучевая высотой 300-600 м и 5-10 баллов верхняя, средняя, дымка, видимость 2-4 км, на участке Горный – Пугачев видимость 1000-2000 м, ветер 200° 20-30 км/ч. Полет на западной периферии антициклона.
В 09:09 с грузом 180 кг почты пилот вылетел из а/п Саратов через аэропорт МВЛ Горный и в 10:58 произвел посадку в Пугачеве. Полет от Саратова до Пугачева проходил на высоте 400 м при видимости 4-6 км. Дальнейший полет до Перелюба задерживался в связи с отсутствием летной погоды и туманом на а/д Перелюб.
В 11:35 диспетчер а/п Саратов вместе с разрешением на полет до Перелюба передал прогноз погоды по маршруту Пугачев – Ивантеевка – Перелюб и обратно до Саратова с 12 до 17 часов: облачность 10 баллов слоисто-кучевая высотой 300-600 м, слабый снег, дымка, видимость 2-4 км, ветер 170-190° 20-30 км/ч. Полет на западной периферии антициклона.
На основании этого прогноза погоды начальник а/п Пугачев выпустил самолет до Перелюба через Ивантеевку. Через 44 минуты по этому маршруту на основании того же прогноза погоды выпущен самолет Ан-2.
После кратковременной стоянки в а/п Ивантеевка пилот в 12:11 с оставшимся грузом почты (газеты) весом 15 кг вылетел на Перелюб, куда не прибыл. Командир Ан-2, встретив плохую погоду в районе Перелюба, вернулся в Пугачев.
Разрушенный самолет Як-12М обнаружен учащимися Перелюбской средней школы около 14:00 21 февраля в 7 км западнее-юго-западнее Перелюба. Пилот погиб.
По показаниям экипажа Ан-2, ухудшение погоды на участке Октябрьский – Смоленка – Перелюб характеризовалось понижением облачности, сокращением видимости, проявлением мороси и обледенения. На основании расшифровки барограммы с борта Як-12М установлено, что полет выполнялся на высоте 530 м с последующим (через 12 минут) снижением в течение 3 минут до высоты 400 м. На этой высоте самолет летел еще 11 минут, затем набрал высоту до 540 м и снизился до 420 м. С этой высоты в течение 4 минут он снизился до 330 м, вскоре с этой высоты (истинная высота 220 м) самолет перешел в отвесное падение. Столкновение с землей произошло в витке крутой спирали с работающим двигателем. После удара самолет по инерции переместился на 36-38 м с МК=170° и развернулся на МК=70° и лег на левый борт.
По показаниям очевидцев и экипажа Ан-2, погода в районе места происшествия в момент катастрофы была: облачность разорвано-слоистая, разорванно-дождевая высотой ниже 100 м, морось, плохая видимость, неинтенсивное обледенение. Эти явления не предусматривались в выданном пилоту прогнозе погоды.
Пилот, встретив погоду, не соответствующую его личному минимуму, принял решение о возврате. При выполнении левого разворота самолет внезапно вошел в облачность. Не перейдя своевременно к пилотированию по приборам, пилот потерял пространственное положение. Самолет вошел в крутую спираль. Безориентирная, покрытая снегом местность, над которой находился самолет, усложняла пилотирование. Не имея достаточного практического опыта, попав в такую сложную обстановку, пилот не справился с пилотированием, не смог восстановить пространственное положение. Самолет в витке спирали ударился о землю.
|