Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-12М Приволжского УГА в районе Перелюба
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  20 февраля 1962 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Саратовская область, Перелюбский район, 7 км западнее-юго-западнее а/д Перелюб
Тип ВС:  Як-12М
Регистрация ВС:  СССР-22364
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Приволжское территориальное управление ГВФ, 171 ао
 


Описание
    Пилот 171 ОАО Приволжского ТУ ГВФ выполнял почтовый рейс №111 по маршруту Саратов – Горный – Пугачев – Ивантеевка – Перелюб и обратно.
    Прогноз погоды по трассе с 08:20 до 14:00 предусматривал: облачность 4-7 баллов слоисто-кучевая высотой 300-600 м и 5-10 баллов верхняя, средняя, дымка, видимость 2-4 км, на участке Горный – Пугачев видимость 1000-2000 м, ветер 200° 20-30 км/ч. Полет на западной периферии антициклона.
    В 09:09 с грузом 180 кг почты пилот вылетел из а/п Саратов через аэропорт МВЛ Горный и в 10:58 произвел посадку в Пугачеве. Полет от Саратова до Пугачева проходил на высоте 400 м при видимости 4-6 км. Дальнейший полет до Перелюба задерживался в связи с отсутствием летной погоды и туманом на а/д Перелюб.
    В 11:35 диспетчер а/п Саратов вместе с разрешением на полет до Перелюба передал прогноз погоды по маршруту Пугачев – Ивантеевка – Перелюб и обратно до Саратова с 12 до 17 часов: облачность 10 баллов слоисто-кучевая высотой 300-600 м, слабый снег, дымка, видимость 2-4 км, ветер 170-190° 20-30 км/ч. Полет на западной периферии антициклона.
    На основании этого прогноза погоды начальник а/п Пугачев выпустил самолет до Перелюба через Ивантеевку. Через 44 минуты по этому маршруту на основании того же прогноза погоды выпущен самолет Ан-2.
    После кратковременной стоянки в а/п Ивантеевка пилот в 12:11 с оставшимся грузом почты (газеты) весом 15 кг вылетел на Перелюб, куда не прибыл. Командир Ан-2, встретив плохую погоду в районе Перелюба, вернулся в Пугачев.
    Разрушенный самолет Як-12М обнаружен учащимися Перелюбской средней школы около 14:00 21 февраля в 7 км западнее-юго-западнее Перелюба. Пилот погиб.
    По показаниям экипажа Ан-2, ухудшение погоды на участке Октябрьский – Смоленка – Перелюб характеризовалось понижением облачности, сокращением видимости, проявлением мороси и обледенения. На основании расшифровки барограммы с борта Як-12М установлено, что полет выполнялся на высоте 530 м с последующим (через 12 минут) снижением в течение 3 минут до высоты 400 м. На этой высоте самолет летел еще 11 минут, затем набрал высоту до 540 м и снизился до 420 м. С этой высоты в течение 4 минут он снизился до 330 м, вскоре с этой высоты (истинная высота 220 м) самолет перешел в отвесное падение. Столкновение с землей произошло в витке крутой спирали с работающим двигателем. После удара самолет по инерции переместился на 36-38 м с МК=170° и развернулся на МК=70° и лег на левый борт.
    По показаниям очевидцев и экипажа Ан-2, погода в районе места происшествия в момент катастрофы была: облачность разорвано-слоистая, разорванно-дождевая высотой ниже 100 м, морось, плохая видимость, неинтенсивное обледенение. Эти явления не предусматривались в выданном пилоту прогнозе погоды.
    Пилот, встретив погоду, не соответствующую его личному минимуму, принял решение о возврате. При выполнении левого разворота самолет внезапно вошел в облачность. Не перейдя своевременно к пилотированию по приборам, пилот потерял пространственное положение. Самолет вошел в крутую спираль. Безориентирная, покрытая снегом местность, над которой находился самолет, усложняла пилотирование. Не имея достаточного практического опыта, попав в такую сложную обстановку, пилот не справился с пилотированием, не смог восстановить пространственное положение. Самолет в витке спирали ударился о землю.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-12М
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22364
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 04.12.1958
Заводской номер ВС 148543
Наработка ВС (часы) 2438
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка ИС33731


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Приволжское территориальное управление ГВФ, 171 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ивантеевка
Пункт назначения Перелюб
Начальный пункт маршрута Саратов
Конечный пункт маршрута Перелюб


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы является то, что пилот не справился с техникой пилотирования в создавшейся сложной метеообстановке при выходе из нее, которую встретил в полете в районе н.п. Перелюб.
    Главной причиной катастрофы является неоправдавшийся прогноз погоды, выданный АМСГ а/п Саратов по маршруту Пугачев – Ивантеевка – Перелюб – Саратов с 12 до 17 часов, в котором не предусматривались опасные явления для полета.
    Другие причины:
    1) Слабая выучка пилота к полетам по приборам.
    2) Плохая организация летной работы и руководства движением самолетов в легкомоторной авиации со стороны командования летной части и службы движения 171 ОАО ПТУ ГВФ.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.