Экипаж 63 ОАЭ Магаданской ОАГ ГВФ должен был 21.02.1962 г. выполнить полет по маршруту Певек – Паляваам – Певек (спецрейс Чаунского РайГРУ) на самолете Ан-2 №47645 с грузом взрывчатого вещества аммонит (20 мест, 1000 кг).
Прогноз погоды по маршруту Певек – Паляваам - Певек с 0 до 6 часов мск предусматривал: облачность 6-9 баллов средняя, видимость 10 км, слабая дымка, видимость местами 4-10 км, полет в ложбине.
По пункту посадки Паляваам: облачность 6-9 баллов средняя, видимость 10 км, ветер 140° 2-5 м/с
По а/п Певек с 3 до 6 часов: облачность 7-10 баллов средняя, видимость 10 км, ветер неустойчивый 2-5 м/с.
Первым по тому же маршруту с грузом и с целью разведки погоды на самолете Ли-2 №16191 в 00:05 мск вылетел зам. командира 63 ОАЭ. С собой в экипаж он забрал штурмана из экипажа Ан-2 №47645. Через 5-6 минут полета с борта Ли-2 была передана погода: «1700 метров, земля просматривается, слоистая 5-6 баллов местами, сопки открыты, видимость 50». Разрешения или запрещения на выпуск остальных самолетов заместителем командира 63 ОАЭ при этой радиосвязи не давалось и и.о. начальника службы движения а/п Певек не запрашивалось. Последний после выпуска Ли-2 самостоятельно принял решение на выпуск трех самолетов Ан-2 №№47645, 23809 и 23700 на Паляваам.
В 00:14 было дано разрешение на взлет Ан-2 №47645. Предполетная подготовка экипажа и ее контроль проводилась штурманом экипажа, до того, как он по решению зам. командира ОАЭ улетел с ним на Ли-2. Безопасная высота полета по маршруту рассчитана равной 1210 м, время на полет туда и обратно – 1 час 55 минут. Экипаж взял на борт неоформленного пассажира, авиамеханика, который вылетел с ружьем и патронами на охоту.
В 00:27 командир экипажа доложил: «1200 метров визуально» и перешел с разрешения КДП на связь по второму каналу. По этому каналу связь не осуществлялась
Ан-2 №23809 вылетел из а/п Певек в 00:22. В 01:35 его экипаж доложил: «Паляваам закрыт плотной облачностью, верхняя кромка 900 метров, возвращаюсь обратно».
В 01:03 из а/п Певек вылетел Ан-2 №23700. В 02:05 его командир принял решение на возврат, о чем передал в АДП: «облачность 9-10 баллов, не соответствует минимуму трассы, возвращаюсь обратно». Таким образом, самолеты Ан-2 №23809 и 23700 возвратились в Певек, встретив низкую облачность на маршруте, не предусмотренную прогнозом погоды по маршруту и по пункту посадки Паляваам. Экипаж Ан-2 №47645 на вызовы этих бортов не отвечал и на базу не возвратился.
Диспетчером службы движения а/п Певек руководство полетами осуществлялось неудовлетворительно. Решение на возврат самолетов и попыток установить связь с бортом №47645 со стороны АДП предпринято не было.
С 21 по 26 февраля производились поиски с воздуха и наземными группами на вездеходах. Сложные метеоусловия затрудняли поиски. 26 февраля самолет обнаружен с воздуха на склоне сопки (отметка 934 м) в 140 км юго-восточнее а/п Певек на высоте 450 м, в 20 км южнее оси маршрута, в районе г. Карпунг и реки Карпунгваам. Экипаж и пассажир погибли. Самолет и груз сгорели. Трупы членов экипажа обнаружены на своих рабочих местах, обгоревший труп авиамоториста выброшен на расстояние 50 м от самолета.
Предположительно, катастрофа произошла через 45-50 минут после взлета, около 01:00 -01:05 мск. Причиной катастрофы могло быть только снижение на маршруте с целью выхода на визуальный полет для визуального подхода к площадке Паляваам. Зам. командира 63 ОАЭ, как разведчик погоды и как командир подразделения своей задачи не выполнил, не оказал никакого влияния на выпуск самолетов, несмотря на сложность погоды, и не оказал никакой помощи самолетам Ан-2, находящимся в воздухе, не дал команды вернуться на аэродром вылета и сам грубо нарушил минимум погоды по трассе, допустив полет сверх облаков и полет сверх облаков самолетов Ан-2. Согласно минимума трассы, полеты по ней выполняются строго визуально. Кроме того, зам. командира 63 ОАЭ нарушил приказ командира ОАЭ и указание ЛШО авиагруппы полетов Ан-2 без штурманов на борту не производить, забрав из экипажа Ан-2 №47645 штурмана с собой в полет на Ли-2. Накануне дня катастрофы штурман этого экипажа также выполнял полеты с зам. к-ра ОАЭ, а экипаж Ан-2 №47645 без штурмана.
|