Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Северного ТУ ГВФ в Верхошижемском районе Кировской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  21 января 1962 г.
Время:  10:35
Страна:  СССР
Место происшествия:  Кировская область, Верхошижемский район, р-н дер. Левинская, 70 км южнее а/п Киров
Тип ВС:  Ан-2Т
Регистрация ВС:  СССР-01218
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северное территориальное управление ГВФ, 174 ОАО
 


Описание
    21 января 1962 г. начало полетов на МВЛ в а/п Киров было перенесено на более позднее время ввиду неблагоприятных метеоусловий. Прогноз погоды по маршруту и пунктам посадки Киров – Советск – Арбаж – Кичма – Пижанка – Яранск – Санчурск с 8 до 14 часов мск, выданный АМСГ а/п Киров, предусматривал: предфронтовая зона теплого фронта, облачность слоисто-дождевая, разорвано-дождевая высотой 100-200 м, снег, метель, видимость 1000-2000 м, на участке трассы Киров – Советск в начале срока видимость менее 1000 м, ветер 230° 40-50 км/ч, у земли 180° 9-12 м/с, порывы 14 м/с.
    В 08:30 мск полеты на МВЛ были открыты в южном направлении. С 9 до 10 часов в этом направлении выпущено 9 самолетов, в том числе в 09:03 в Советск вылетел Ан-2 №01218 под управлением командира звена 174 ОАО Северного ТУ ГВФ.
    По сообщениям с бортов фактическая погода на трассе Киров – Советск была: облачность 10 баллов высотой 150-180 м, видимость 2-4 км. В 10:00 в Советск с нарушением личного минимума погоды командира экипажа (2000х200 м) и установленной безопасной высоты полета (200 м) выпущен Ан-2 №02142 под управлением заместителя командира 1 АЭ 174 ОАО. На борту находилось 12 пассажиров. Полетный вес и центровка не превышали установленные нормы.
    В 09:55 Ан-2 №01218 благополучно прибыл в Советск. В 10:20 он вылетел обратным рейсом в Киров. На борту находилось 7 взрослых пассажиров и 1 ребенок. Полетный вес и центровка не превышали установленные нормы.
    В 10:35, строго на трассе, на высоте 150 м произошло столкновение этих самолетов. Ан-2 №01218 упал в лес в районе деревни Левинская Верхошижемского района Кировской области (70 км от а/п Киров) и сгорел. Экипаж и все пассажиры погибли. Ан-2 №02142, получивший незначительные повреждения, вернулся в а/п Киров, где произвел посадку в 11:05. Экипаж и пассажиры невредимы.
    Расследованием установлено, что Ан-2 №02142 при полете на приборной высоте 150 м входил в отдельную разорвано-дождевую облачность и снежные заряды, что ухудшало горизонтальную видимость. Командир самолета не принял разумного решения возвратиться в Киров, а продолжал полет с нарушением личного метеоминимума, зная, что навстречу летит Ан-2 №01218 в таких же метеоусловиях. По заявлению командира Ан-2 №02142, связи с бортом №01218 он не установил, хотя командиры двух других самолетов Ан-2, находившихся в это время в воздухе, заявили, что связь между ними была и они договорились, кто на какой высоте будет лететь. Командир Ан-2 №01218 передал командиру Ан-2 №02142, что будет лететь на высоте 150 м, а ему надо занять высоту 200 м. Продолжая полет на высоте 150 м, Ан-2 №02142 над лесным массивом у деревни Левинская столкнулся с Ан-2 №01218. При столкновении Ан-2 №02142, находясь немного выше, левой лыжей ударил по верхней правой плоскости Ан-2 №01218, а правой лыжей разрушил ему воздушный винт. Затем ударом нижней правой плоскости крыла Ан-2 №02142 повредил верхнюю часть киля Ан-2 №01218. В результате Ан-2 №01218, потеряв управляемость, под углом 60° упал в лес и сгорел.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 8 8
На земле   0
Всего погибших 10


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-01218
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 17.10.1956
Заводской номер ВС 16947308
Наработка ВС (часы) 4840
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северное территориальное управление ГВФ, 174 ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Советск
Пункт назначения Киров
Начальный пункт маршрута Советск
Конечный пункт маршрута Киров


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Основной причиной катастрофы явилось невыполнение экипажами правил визуальных полетов на МВЛ, что выразилось в выполнении полета в непосредственной близости к нижней кромке облачности и входу в нее.
    2) Нарушение командиром Ан-2 №02142 личного минимума погоды и безопасной высоты полета.
    3) Неудовлетворительные организация и контроль со стороны зам-ля начальника а/п Киров по движению и руководителя полетов за полетами самолетов, выразившиеся в выпуске экипажей с нарушением безопасной высоты и в непринятии мер к своевременному возврату самолетов, сообщавших погоду и высоту полета, несоответствующие безопасности полетов, а также в поверхностном подходе к оценке метеообстановки.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.