Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Л-200А Морава Украинского ТУ ГВФ в районе Чернигова
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 января 1961 г.
Время:  12:55
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Черниговская область, 2 км юго-юго-восточнее а/п Чернигов
Тип ВС:  Let L-200A Morava
Регистрация ВС:  СССР-34402
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское территориальное управление ГВФ
 


Описание
    В 10:47 командир звена вылетел с базового аэродрома Киев (Святошино) в а/п Чернигов для выполнения там учебно-тренировочного полета по переучиванию на самолет Л-200А двух пилотов 92 авиаотряда Украинского ТУ ГВФ. Оба обучаемых пилота и авиатехник при перелете находились на борту.
    Посадка в а/п Чернигов произведена в 11:20. По прибытии командир звена попросил у диспетчера аэропорта выделить ему свободную зону для учебно-тренировочного полета на высоте 600 м. Диспетчер и зам. командира аэ заявили ему, что могут разрешить выполнение полетов только на высоте 500 м, так как на высоте 600 м была облачность 3 балла. При этом они сказали, если же фактическая облачность будет выше, то доложить в АДС и будет выдано разрешение занять высоту 600 м. Взяв одного обучаемого пилота на левое сиденье, второго обучаемого пилота на заднее пассажирское сиденье, командир звена сам сел в правое сиденье и в 11:50, с разрешения АДС, произвел взлет.
    Фактические метеоусловия были: облачность 8 баллов общая, 3 балла нижняя слоисто-кучевая высотой 600 м, 5 баллов верхняя, видимость 10 км, ветер западный-юго-западный 5 м/с, температура воздуха -1°С, влажность 80%.
    Через 8-10 минут после взлета борт доложил занятие заданной высоты 500 м, а еще через 5 минут доложил, что находится над «точкой зоны», работает на высоте 600 м, облачность верхняя.
    Примерно через 10 минут диспетчер АДС вызвал борт, но ответа не последовало. Вскоре по телефону из соседнего села Ивановка сообщили о катастрофе самолета. Разрушенный самолет обнаружен на вспаханном поле в 50 м от села Ивановка (2 км юго-юго-восточнее а/п Чернигов). Экипаж погиб.
    Самолет принят 92-ым авиаотрядом УТУГВФ 01.09.1960 и наработал 33 часа 42 минуты.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Let L-200A Morava
Регистрационный номер (id) ВС СССР-34402
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1960
Заводской номер ВС 170304
Наработка ВС (часы) 33
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 60071 60064


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское территориальное управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Чернигов
Пункт назначения Чернигов
Начальный пункт маршрута Чернигов
Конечный пункт маршрута Чернигов


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила:
    1) Продолжительность полета в зоне до момента катастрофы составила 30 минут.
    2) Полет выполнялся в зоне на высоте 600-650 м, в облачность самолет не заходил.
    3) На высоте 620-640 м (по расшифровке барограммы) самолет потерял скорость и перешел в левый штопор под большим углом к горизонту. Переходу самолета в штопор способствовала кратковременная дача полного газа правому двигателю.
    4) На небольшой высоте от земли экипаж вывел самолет из штопора, прекратил вращение самолета, но вследствие недостаточной высоты, при наличии большой вертикальной скорости и незначительной поступательной скорости, без кренов, самолет врезался в землю (мягкую пахоту) носом и силовыми установками под углом около 25-30°.
    5) От удара о землю с большой вертикальной скоростью самолет разрушился.
    6) До удара о землю самолет, двигатели и органы управления были исправны.
    7) Удар о землю произошел с работающим на малом газе правым двигателем, левый двигатель не работал, винт левого двигателя не был зафлюгирован, бензокран левого двигателя перекрыт и зажигание выключено, бензокран и зажигание правого двигателя включены.
    Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что срыв в штопор самолета произошел в результате допущенной экипажем ошибки в технике пилотирования – потери скорости ниже допустимой в процессе полета на одном работающем правом двигателе с выключенным левым двигателем, но не зафлюгированным винтом.
    Таким образом, непосредственной причиной катастрофы является потеря скорости в одномоторном полете и срыв самолета в штопор в результате допущенных экипажем ошибок.
   
Выявленные при расследовании недостатки     Комиссией установлены ряд организационных недостатков и нарушении в работе 92 авиаотряда УТУГВФ
    1) С командиром звена не было проведено предполетной подготовки, не выписано полетное задание на тренировку в а/п Чернигов.
    2) Командование 92 ао передоверило руководство его полетами зам-лю командира эскадрильи, базирующейся в а/п Чернигов, не послав туда ни одного лица из командного состава, летающего на данном типе.
    3) В нарушение приказа начальника ГУ ГВФ взят на борт третий человек, не связанный с выполнением задания в данном полете.
    4) Экипаж не пользовался привязными ремнями, что создало трудности при выводе из штопора.
    5) Не было строгого контроля за точным выполнением программы переучивания командиром звена. Он должен был занять левое сиденье, а полетное задание выполняться на высоте 800-1000 м.
    6) В авиаотряде недостаточно проводилось занятий по изучению аэродинамики самолета Л-200А.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Таким образом, комиссия считает, что основной причиной катастрофы самолета является неудовлетворительная организация летной работы в 92 ао УТУГВФ.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.