Экипаж 259 летного отряда произвел взлет в а/п Тюмень в 01:25 мск. Полет проходил на эшелоне 6 000 м. Целью полета была перевозка груза – 12 тонн свежемороженой рыбы (сельдь тихоокеанская) в коробках. На борту находился сопровождающий груз.
На удалении 120 км от а/п Сургут экипаж вышел на связь с диспетчером РДП Сургут и получил погоду за 02:30 – облачность 10/10 слоистая, 240 м, видимость 6 км, ветер 200° 4 м/с, t=-7°, влажность 87%.
На удалении 100 км от аэропорта экипаж получил команду снижаться до 4 500 м. На этой высоте, на удалении 80 км от а/п Сургут, экипаж перешел на связь с диспетчером подхода, который разрешил снижение до 1 200 м. Затем экипаж перешел на связь с диспетчером СДП.
В 02:34:30 экипаж доложил о занятии эшелона 1 200 м и получил условия посадки: давление 766 мм рт.ст., ветер 190-200° 5 м/с, посадочный курс 180°, высота облачности 240 м. При снижении с 1 200 м в 02:35:30 примерно на высоте 800-900 м экипаж доложил сильное обледенение, а примерно через минуту – очень сильное обледенение. При этом, по данным расшифровки внутрикабинных переговоров, командиру экипажа было доложено, что вся противообледенительная система включена (обогрев плоскостей, оперения и ВНА двигателей).
В 02:37:12 экипаж доложил о занятии 600 м, а в 02:39:35 начал третий разворот на высоте 400 м. За 10-15 сек. до окончания третьего разворота, который выполнялся на приборной скорости 330 км/ч с креном 15°, начались ненормальности в поведении самолета. В 02:40:25 экипажем произнесено: «Что-то двигатели потряхивать начали». Вероятно, это возникла тряска срывного характера.
Сразу после окончания третьего разворота в 02:40:39 КВС подал команду: «Закрылки 15». Через 2 секунды после вывода самолета из левого крена в конце разворота возникла тенденция к самопроизвольному кренению. Предположительно, это поведение самолета было расценено командиром корабля как результат несинхронного выпуска закрылков, поэтому, через 5 секунд после команды на выпуск закрылков, КВС приказал убрать их. В 02:40:45 экипаж заметил уменьшение скорости с 330 до 310 км/ч, несмотря на увеличение режима работы двигателей.
Экипажу пришлось сначала незначительно отклонить элероны последовательно на вывод из правого и левого крена, а затем резко отклонить их почти полностью на вывод из правого крена и на вывод из левого крена. В последние 15 секунд падения скорость сначала удерживалась 300-310 км/ч, а затем, к моменту столкновения с землей в 02:41:04, достигла 395 км/ч.
Самолет столкнулся с землей в 13,6 км севернее а/п Сургут с большим левым креном (до 90°), полностью разрушился и сгорел. Часть обломков найдена подо льдом на дне озера. Хвостовая часть полузатонула в озере в перевернутом положении.
При столкновении с землей все двигатели работали на режиме, близком к взлетному, краны противообледенительной системы крыла находились во включенном положении, а краны отбора воздуха от двигателей были открыты на 10-15%.
В процессе сваливания экипаж пытался выводить из резкого снижения взятием штурвала на себя с перегрузкой 1,8-1,9. В условиях полета, при которых начались ненормальности в поведении самолета, коэффициент подъемной силы был равен 0,96, т.е. запас по перегрузке до сваливания с чистым крылом равен 0,7. Таким образом, сваливание произошло из-за значительного понижения несущих свойств крыла в результате искажения его профиля отложением льда на носке крыла.
|