Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Си-204 Управления полярной авиации ГУСМП в Чокурдахе
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  02 апреля 1947 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, район Чокурдаха
Тип ВС:  Siebel Si-204
Регистрация ВС:  СССР-Н408
Авиакомпания:  Управление полярной авиации Главного управления Севморпути
 


Описание
     2 апреля 1947 г. самолёт Си-204 Н-408 в составе пилота - заместителя командира Чукотской авиагруппы, бортмеханика и бортрадиста, проведя полную предполётную подготовку, при благоприятной метеорологической обстановке вылетел из Крестов Колымских в Чокурдах для доставки в последний двух пассажиров и 140 кг груза. Общий полётный вес самолёта составлял 5 340 кг и не превышал установленной нормы.
    При подходе к аэропорту Чокурдах, на высоте 2 000 м пилот при РК 1,0 атм на скорости 280 км/ч перевел самолёт в нормальное планирование. На высоте 1 300 м, как объяснил пилот, винт левого мотора произвольно стал переходить во флюгерное положение, и для устранения тряски самолета он убрал газ и переключил пожарный кран левого мотора. Через некоторое время винт перешёл полностью во флюгерное положение и остановился. Дальнейшее снижение стало осуществляться на одном правом моторе.
    Бортмеханик самолета, не понимая истинной причины выключения левого мотора, но видя, что газ полностью убран, пожарный кран закрыт и флажок, обозначающий положение винта, находится на «ввод во флюгер», предложил пилоту вывести винт из флюгерного положения. Не получив от него никакого ответа, он поставил флажок на положение «вывод из флюгера». В тот момент, когда винт начал выходить из флюгера и от потока воздуха проворачиваться, пилот перевел флажок обратно в положение «ввод во флюгер» и продолжал снижаться с работающим только правым мотором.
    Вместо того, чтобы произвести посадку по прямой, к чему имелись все возможности, пилот принял решение на одном моторе сделать левый круг над посёлком, и уж после этого зайти и посадить самолет на ВПП, расположенную на р. Индигирке.
    На первом левом развороте в сторону неработающего мотора самолёт с заносом хвоста свалился на левое крыло, и для выравнивания его пилоту пришлось убрать газ правому мотору. Находясь уже на высоте 100 м и убедившись во всей трудности для себя левого разворота, пилот после дачи газа правому мотору стал разворачиваться в ту же сторону, чтобы выйти в направлении ВПП.
    При этом самолёт терял высоту и скорость и продолжал сваливаться влево. Проявив в дополнение к неграмотному выполнению разворота растерянность, пилот принял решение производить посадку прямо перед собой поперек р. Индигирки, для чего убрал газ правому мотору. Во избежание лобового удара об обрывистый берег протоки р. Индигирки пилот дал газ правому мотору, но самолёт уже не имел достаточной скорости, сделал большой крен влево и со скольжением на левое крыло врезался в заснеженный высокий берег протоки – потерпел аварию.
    В целях выяснения причины произвольного перехода винта во флюгерное положение были подвергнуты тщательному осмотру и проверке все детали и агрегаты, от которых мог зависеть произвольный переход винта во флюгерное положение – исправное состояние агрегатов системы флюгирования винта исключает версию самопроизвольного перехода винта левого мотора во флюгерное положение.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 2 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Siebel Si-204
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Н408
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 251563
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Управление полярной авиации Главного управления Севморпути
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Кресты Колымские
Пункт назначения Чокурдах
Начальный пункт маршрута Кресты Колымские
Конечный пункт маршрута Чокурдах


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причины аварии:
    1. Излишняя самоуверенность и недостаточная техника пилотирования самолётом Си-204 заместителя командира Чукотской авиагруппы по лётной службе, который:
    а). В целях личной тренировки полёта и производства посадки на одном моторе выключил в полёте левый мотор и перевел винт во флюгерное положение, но, не справившись с техникой пилотирования, необоснованно стремился объяснить «самопроизвольным» переходом винта во флюгер. Это положение также подтверждается и тем обстоятельством, что на перестановку в воздухе как пилотом, так и бортмехаником флажка флюгирования винт левого мотора продолжал правильно изменять свое положение;
    б). При заходе на посадку на одном моторе не проявил должной осторожности и вместо расчёта и посадки по прямой стал делать круг над посёлком, далеко удаляясь от ВПП и не справившись с техникой пилотирования, допустил потерю скорости;
    в). Производил развороты влево, в сторону неработающего мотора, чем нарушил установленные требования полёта на одном моторе и сознательно ввел элементы риска.
   
    Нарушения пилота усугубляются еще и тем обстоятельством, что он, являясь заместителем командира авиагруппы по лётной службе и будучи ответственным за организацию и руководство лётной работы, обязан был к своим полётам относиться с особой требовательностью и служить для подчиненного лётного состава примером дисциплинированности и чёткого выполнения существующих приказов и наставлений, определяющих порядок производства лётной работы.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.