Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Си-204 Управления полярной авиации в Дудинке
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  16 марта 1947 г.
Время:  08:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, Дудинка
Тип ВС:  Siebel Si-204
Регистрация ВС:  СССР-Н409
Авиакомпания:  Управление полярной авиации Главного управления Севморпути
 


Описание
    16 марта 1947 г. самолёт Си-204 Н-409 Игарской авиагруппы в составе пилота, бортмеханика и бортрадиста получил от начальника Дудинского аэропорта задание на выполнение рейсового полета Дудинка – Волочанка с коммерческой загрузкой 602 кг. Общий полётный вес был в пределах нормы, установленной для данного самолёта. Фактическая погода в Дудинке и прогноз, полученный пилотом, были благоприятными и соответствовали установленному минимуму. Ветер в Дудинке был северо-восточный – 10 м/сек и по отношению к направлению взлета являлся встречно-боковым под углом 40° справа.
    Перед вылетом моторы были опробованы на земле дважды раздельно – бортмехаником и пилотом. Моторы работали хорошо и показания приборов были нормальными.
    В 4 ч. 30 мин. мск самолёт пошел на взлёт, который производился в сторону посёлка Дудинка. После 350 м разбега самолёт оторвался от земли и без достаточного выдерживания пилот перевёл его на набор высоты с большим углом по сравнению с нормальным. Большой угол набора высоты подтверждается тем, что, находясь в 250 м до границы ВПП, самолёт уже имел 30–40 м высоты (обычно при нормальном взлёте самолёт Си-204, проходя границу ВПП, находился еще в положении выдерживания).
    Поведение самолёта и работа моторов как на разбеге, так и при наборе высоты, было нормальным и не вызывало со стороны пилота никаких замечаний, и он спокойно производил взлёт в несколько усложненной обстановке – с боковым ветром. Находясь на высоте 40 м, самолёт, потеряв скорость, свалился на левое крыло с переходом на нос и с работающими моторами ударился в правый берег реки Енисей сперва левой плоскостью, а потом носовой частью фюзеляжа и в 180 м от границы ВПП потерпел катастрофу. Пилот от тяжелых ранений через двое суток умер в больнице. Бортмеханик, бортрадист и пассажир легко ранены. Самолёт разбит и ремонту не подлежит.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 1 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Siebel Si-204
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Н409
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 5121
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Управление полярной авиации Главного управления Севморпути
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Дудинка
Пункт назначения Волочанка
Начальный пункт маршрута Дудинка
Конечный пункт маршрута Волочанка


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причины катастрофы:
    1. Недостаточная квалификация пилота в пилотировании самолёта Си-204, который на взлёте и при наборе высоты допустил следующие грубые ошибки, приведшие к потере скорости:
    а). Учитывая наличие впереди поселка Дудинка и небольшой возвышенности местности, не набрав у земли достаточной скорости, перевел самолёт в набор высоты с большим углом, чем обычно.
    Не исключена возможность, что перед вылетом не было проверено положение триммера руля глубины и он остался выбранным «на себя», как это отдельными пилотами неправильно делается при производстве посадки. Истинное положение триммера после катастрофы комиссией авиагруппы не было установлено;
    б). При наборе высоты сектор газа левого мотора мог отойти, вследствие чего обороты уменьшились, а, следовательно, уменьшилась и тяга винта, что вместе с обычной тенденцией самолёта разворачиваться влево могло привести к резкому левому развороту с заносом хвоста и еще больше способствовать потере скорости;
    в). Производство взлёта на пониженной мощности моторов, что пилотом в целях сохранения моторов практиковалось в предыдущих полётах, также способствовало потере скорости при большем угле набора высоты;
    2. Слабая организация в Игарской авиагруппе лётной тренировки и проверки техники пилотирования, особенно на трофейных самолётах. Заместитель командира авиагруппы по лётной службе не осуществлял в должной степени подготовку лётного состава и сам переключился вместо этого на производственные полёты на самолётах По-2;
    3. Боковой ветер 10 м/сек, хотя и не явился причиной катастрофы, но он создал дополнительные трудности недостаточно опытному пилоту и усложнил технику пилотирования на взлёте и при наборе высоты.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2019, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.