|
|
|
Катастрофа Си-204 Управления полярной авиации в Дудинке |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 16 марта 1947 г.
Время: 08:30
Страна: СССР
Место происшествия: Красноярский край, Дудинка
Тип ВС: Siebel Si-204
Регистрация ВС: СССР-Н409
Авиакомпания: Управление полярной авиации Главного управления Севморпути
|
|
|
|
|
Описание |
16 марта 1947 г. самолёт Си-204 Н-409 Игарской авиагруппы в составе пилота, бортмеханика и бортрадиста получил от начальника Дудинского аэропорта задание на выполнение рейсового полета Дудинка – Волочанка с коммерческой загрузкой 602 кг. Общий полётный вес был в пределах нормы, установленной для данного самолёта. Фактическая погода в Дудинке и прогноз, полученный пилотом, были благоприятными и соответствовали установленному минимуму. Ветер в Дудинке был северо-восточный – 10 м/сек и по отношению к направлению взлета являлся встречно-боковым под углом 40° справа.
Перед вылетом моторы были опробованы на земле дважды раздельно – бортмехаником и пилотом. Моторы работали хорошо и показания приборов были нормальными.
В 4 ч. 30 мин. мск самолёт пошел на взлёт, который производился в сторону посёлка Дудинка. После 350 м разбега самолёт оторвался от земли и без достаточного выдерживания пилот перевёл его на набор высоты с большим углом по сравнению с нормальным. Большой угол набора высоты подтверждается тем, что, находясь в 250 м до границы ВПП, самолёт уже имел 30–40 м высоты (обычно при нормальном взлёте самолёт Си-204, проходя границу ВПП, находился еще в положении выдерживания).
Поведение самолёта и работа моторов как на разбеге, так и при наборе высоты, было нормальным и не вызывало со стороны пилота никаких замечаний, и он спокойно производил взлёт в несколько усложненной обстановке – с боковым ветром. Находясь на высоте 40 м, самолёт, потеряв скорость, свалился на левое крыло с переходом на нос и с работающими моторами ударился в правый берег реки Енисей сперва левой плоскостью, а потом носовой частью фюзеляжа и в 180 м от границы ВПП потерпел катастрофу. Пилот от тяжелых ранений через двое суток умер в больнице. Бортмеханик, бортрадист и пассажир легко ранены. Самолёт разбит и ремонту не подлежит.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
1 |
Пассажиры |
1 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Siebel Si-204 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Н409 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
|
Заводской номер ВС |
5121 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Управление полярной авиации Главного управления Севморпути |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Дудинка |
Пункт назначения |
Волочанка |
Начальный пункт маршрута |
Дудинка |
Конечный пункт маршрута |
Волочанка |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причины катастрофы:
1. Недостаточная квалификация пилота в пилотировании самолёта Си-204, который на взлёте и при наборе высоты допустил следующие грубые ошибки, приведшие к потере скорости:
а). Учитывая наличие впереди поселка Дудинка и небольшой возвышенности местности, не набрав у земли достаточной скорости, перевел самолёт в набор высоты с большим углом, чем обычно.
Не исключена возможность, что перед вылетом не было проверено положение триммера руля глубины и он остался выбранным «на себя», как это отдельными пилотами неправильно делается при производстве посадки. Истинное положение триммера после катастрофы комиссией авиагруппы не было установлено;
б). При наборе высоты сектор газа левого мотора мог отойти, вследствие чего обороты уменьшились, а, следовательно, уменьшилась и тяга винта, что вместе с обычной тенденцией самолёта разворачиваться влево могло привести к резкому левому развороту с заносом хвоста и еще больше способствовать потере скорости;
в). Производство взлёта на пониженной мощности моторов, что пилотом в целях сохранения моторов практиковалось в предыдущих полётах, также способствовало потере скорости при большем угле набора высоты;
2. Слабая организация в Игарской авиагруппе лётной тренировки и проверки техники пилотирования, особенно на трофейных самолётах. Заместитель командира авиагруппы по лётной службе не осуществлял в должной степени подготовку лётного состава и сам переключился вместо этого на производственные полёты на самолётах По-2;
3. Боковой ветер 10 м/сек, хотя и не явился причиной катастрофы, но он создал дополнительные трудности недостаточно опытному пилоту и усложнил технику пилотирования на взлёте и при наборе высоты.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|