26 августа 1941 г. в 08:00 мск начальником Узбекского управления ГВФ было получено предписание командующего войсками Среднеазиатского военного округа (САВО) доставить самолетом из Ташкента в Ашхабад к 21:00 26 августа для действующих частей САВО груз в количестве 3 тонн. Передавшему это предписание начальнику штаба было указано, что самолет не может быть выпущен, так как прилет будет в темноте (наступление темноты в 17:42), город Ашхабад затемнен и в этот день в распоряжении управления в Ташкенте был только один самолет Г-2 с экипажем. Начальник штаба сказал, что это не может служить препятствием, так как будет использована вся световая сигнализация и посадочная станция для полета и приемки самолета в Ашхабаде вплоть до его встречи специально высланными истребителями для привода на аэродром. Он добавил, что доставка груза должна быть обязательно сегодня, так как это решает успех проведения особо важного государственного мероприятия в условиях военного времени (ввод войск САВО в Иран - прим. ред.). Начальник Узбекского управления ГВФ, тем не менее, попросил поторопиться с доставкой груза в а/п Ташкент, чтобы оставалась возможность доставки его в дневных условиях. Начальник штаба обещал принять меры к быстрейшей доставке груза в аэропорт.
Груз был доставлен в аэропорт к 14:30 мск, что исключало полет в дневных условиях. Учитывая важность доставки груза 26 августа и невозможность отложить рейс до утра, начальник управления разрешил полет, для чего в состав экипажа включил начальника аэронавигационной службы управления. Командир корабля до этого 7 лет работал в Туркменском управлении ГВФ, знал трассу, имел налет более 2000 часов на Г-2 и общий налет 5164 часа, имел опыт полетов по пеленгам.
Взлет был произведен в 15:25 мск. Заправка для беспосадочного перелета была 3500 кг горючего. С момента вылета и до момента катастрофы самолет имел непрерывную связь со всеми радиостанциями по трассе. До прилета в Ашхабад экипаж сообщил: «Проходим Мары, держим связь с Ашхабадом, все в порядке». В следующей радиограмме экипаж сообщил, что посадка будет в 21:05, и требовал обеспечения приема, включения пеленгатора и подготовку ночного старта. Ашхабад ответил, что старт готов.
В 19:38 борт запросил пеленги, через 42 минуты, в 20:20 был дан пеленг, через 11 минут снова был дан пеленг, курс 190°, и еще через 8 минут Ашхабадский пеленгатор подтвердил, что самолет идет прямо на пеленгатор. В это время самолет находился примерно в 40 км от Ашхабада, борт начал требовать пеленги. Ашхабад сообщил, что подача пеленгов категорически запрещена. Тогда борт начал давать сигналы срочности и из Ашхабада сообщили, что выяснят разрешение на подачу пеленгов. После 25-ти минутного перерыва пеленгатор был снова включен, но в этот промежуток времени, при отсутствии пеленгов, света в городе и на аэродроме (только посадочное «Т» из фонарей), экипаж, считая, что находится в районе Ашхабада, и, учитывая близость гор, начал отходить в северо-западном направлении, не обнаружив г. Ашхабад.
После включения пеленгатора из-за путаницы в даче пеленгов самолет вместо возвращения в Ашхабад все больше отходил в северо-западном направлении, меняя курс, причем на запросы борта Ашхабаду «куда идем, на вас или от вас?» начальник пеленгаторного пункта ответил: «Пилот должен знать сам». Все это вместе взятое привело экипаж в заблуждение, он временами был неуверен в правильности подачи пеленгов, брал поправку на 180°, тем самым все больше отклоняясь от Ашхабада.
Примерно в 24 часа мск самолет находился над городом Кизыл-Арват. И город, и аэродром были совершенно затемнены. Пилот начал кружить над городом и аэродромом, выпустил красную ракету, ожидая подачи светового сигнала с земли, но земля не отвечала. После двух кругов над городом и аэродромом самолет стал снижаться. На третьем круге, находясь в 3 км южнее а/д Кизыл-Арват, в 0:25 мск самолет на высоте около 70 м ударился о вершину отдельной сопки и потерпел катастрофу. Штурман, 1-ый и 2-й бортмеханики, бортрадист и 2 пассажира убиты. Командир корабля и второй пилот тяжело ранены, 1 пассажир легко ранен.
|