12 февраля 1941 г. пилот 31 отряда Северного управления ГВФ принял самолет ПС-41бис Л-3505 в а/п Ленинград. При этом командир отряда дал распоряжение полеты впредь до особого распоряжения производить только при видимости земли, используя эти полеты для самотренировки по радиомаяку.
13 февраля пилот выполнял рейс в Москву. Выпускающий старший пилот 31 отряда дал указание при наличии погоды ниже установленного минимума возвратиться назад и подтвердил распоряжение командира отряда о недопустимости слепых полетов. План полета предусматривал полет при визуальной ориентировке на высоте 600 м.
Вылетев в 13:20, пилот вернулся обратно в Ленинград из-за течи масла из правого маслобака, которая возникла вследствие неправильной контровки крана маслобака техником. После устранения течи и дозаправки масла пилот произвел взлет на Москву в 14:35.
До Тосно полет выполнялся на высоте 200 м. Потом пилот начал набирать высоту и на высоте 500-600 м вошел в сплошную облачность. В облаках была резкая болтанка. На высоте 2500 м самолет вышел из облачности. Продолжая набор высоты, самолет вновь попал во второй слой облачности и на высоте 3000 м резко начал увеличивать скорость полета. С дальнейшим увеличением скорости полета и потерей высоты бортмеханика-радиста начало прижимать к сиденью, а затем к левому борту, иногда отбрасывая к правому борту. Заметив нарастание скорости с 270 до более 400 км/ч и потерю высоты, бортмеханик-радист начал вызывать по СПУ пилота, который не отвечал. На вызовы световой сигнализацией пилот также не отвечал. После этого бортмеханик-радист с большим физическим усилием выбросился на парашюте и благополучно приземлился.
Самолет в 15:05 упал в лес у ст. Гряды Октябрьской железной дороги (130 км от а/п Ленинград).
Комиссией установлено, что при наборе высоты вслепую, благодаря наличию резкой болтанки, самолет вошел в крутую правую спираль с работающими моторами, из которой пилот не сумел вывести самолет. При дальнейшем увеличении скорости самолет получил перегрузку свыше допустимой и начал разрушаться в воздухе на высоте 1000-1300 м, как это видно из барограммы и разброса обломков на расстоянии 2-3 км (первыми отделились консольные части крыла, затем хвостовая часть, которая упала в 1500 м от фюзеляжа самолета с центропланом и моторами). В последний момент пилот выбросился с парашютом на малой высоте, но времени его раскрыть не было. Пилот погиб.
|