Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-76ТД МЧС РФ в Качугском районе Иркутской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 июля 2016 г.
Время:  11:13
Страна:  Россия
Место происшествия:  Иркутская область, Качугский район, 9 км восточнее-юго-восточнее Рыбного Уяна
Тип ВС:  Ил-76ТД
Регистрация ВС:  RA-76840
Авиакомпания:  МЧС России
 


Описание
    С 11 мая по 24 июня 2016 г. экипажи Авиационно-спасательной компании МЧС России выполняли на трех самолетах Ил-76ТД, оборудованных выливными авиационными приборами ВАП-2, задачи по тушению лесных пожаров в Забайкальском крае и республике Бурятия с аэродромов Чита и Улан-Удэ. 24 июня экипаж Ил-76ТД №76840 перелетел на а/д Белая для выполнения аналогичных задач в Иркутской области и приступил к полетам. 28 июня на а/д Иркутск-1 произведена смена экипажа. Новый экипаж выполнил по одному полету на тушение пожаров 29 и 30 июня.
    В день происшествия экипаж перелетел с а/д Белая на а/д Иркутск для заправки водой и топливом для выполнения двух вылетов на основной и резервный пожары в Качугском районе Иркутской области. В резервуары ВАП-2 было заправлено 42000 литров воды.
    Взлет произведен в 10:19 местного времени. Полет до района работ выполнялся на эшелоне 3000 м (FL100) с МК=45°. В 10:54 экипаж доложил о выходе в район выполнения работы, начале снижения и сообщил интервал высот 500-50 м, на которых будет работать. На 36 минуте полета КВС дал указание экипажу установить переданное диспетчером давление в районе работ QNH=1007 гПа и приступил к снижению. Снижение было выполнено с МК=45° до барометрической высоты Нб=1100 м (на 43 минуте полета) с уменьшением скорости до Vпр=345 км/ч. При выходе в район основного пожара (43-44 минуты полета) экипаж установил Vпр=320 км/ч, геометрическая (по радиовысотомеру) высота полета (Нг) была в пределах 400-250 м. На 45-й минуте полета (11:03) был выполнен отворот на МК=342° с целью выхода на резервный пожар. В дальнейшем полет (на резервный пожар, разворот на курс 180-190° для выхода на основной пожар и полет к «точке» пожара) выполнялся на Нг =200-100 м, при этом по докладам членов экипажа земля просматривалась только «под собой» или вообще не просматривалась, докладов о полетной видимости не было. С 11:06:27 (48-я минута полета) и до прекращения записи звуковой информации регистратором МАРС-БМ в 11:13:16 (55-я минута полета), в течение около 7 минут, многократно регистрировались речевые предупреждения системы СРПБЗ «ТЯНИ ВВЕРХ» и «ВПЕРЕДИ ЗЕМЛЯ».
    В 11:11:52 (доклад штурмана в 11:12:00 о дальности до цели 5 км) КВС принял решение на дальнейшее снижение, параметры полета при этом составляли: Vпр=345 км/ч, МК=190°, Нб=1000 м, Нг =210 м, абсолютная высота сопки, находившейся по курсу полета на дальности около 5 км, составляла 945 м. В 11:12:24 штурман ВС проинформировал КВС о дальности до цели 3,5 км, КВС продолжил снижение. На 55-й минуте полета самолет столкнулся с покрытым лесом высотой 20-30 м склоном сопки с отметкой 945 м с уклоном 9° в 358 км северо-восточнее Иркутска (54°45'23,11" СШ, 107°48'35,68" ВД).
    Место катастрофы обнаружено 3 июля на высоте 886 м над уровнем моря. Самолет полностью разрушился и сгорел. Обломки разбросаны на расстоянии 379 м по длине и 50-60 м по ширине. Первое касание крон деревьев произошло на высоте 845 м. Расстояние от места первого касания ВС о кроны деревьев до места столкновения с поверхностью земли – 415 м.
    Видимость в районе происшествия была ухудшена сильной задымленностью от лесных пожаров.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 8 8
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 10


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-76ТД
Регистрационный номер (id) ВС RA-76840
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 31.10.1994
Заводской номер ВС 1033417553
Наработка ВС (часы) 9064
Наработка ВС (циклы) 3069
Силовая установка 0305301930251 03053029302018 03053029702067 030


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания МЧС России
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Иркутск
Пункт назначения Иркутск
Начальный пункт маршрута Иркутск
Конечный пункт маршрута Иркутск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Катастрофа самолета произошла из-за несоблюдения экипажем установленной методики выполнения полета на тушение пожара и снижения ниже безопасной высоты в горном районе при попадании в приборные метеорологические условия, что привело к столкновению ВС с земной поверхностью в управляемом полете.
    Способствующими факторами могли явиться:
    Принятие КВС решения на выполнение задания на малых и предельно малых высотах при фактических метеоусловиях, не соответствующих для полета на тушение пожаров;
    Недостатки по взаимодействию членов экипажа, приведшие к потере контроля за высотой полета при попадании в метеорологические условия, не соответствующие ПВП.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.