Около 11 часов утра 18 декабря 1941 г. зам. начальника ГУ ГВФ Картушев М.Ф. дал указание начальнику Центрального аэродрома г. Москвы подготовить к вылету самолет L-14 Л-3453. Как установлено, полет имел своей целью проверку работы всех агрегатов самолета в связи с намеченным тов. Картушевым полета 19 декабря в г. Казань и далее по строящейся новой трассе Красноярск - Уэлен. Самолет подготовлен под постоянным наблюдением бортмеханика, который лично производил его технические осмотры в течение всего времени нахождения в ГВФ. К работам привлекались ст. авиатехник и авиамоторист. Контроль был возложен на инженера аэропорта.
Самолет L-14 куплен Польшей, был (как значилось в записях) летом доставлен из Америки в Польшу через Атлантический океан польскими летчиками. Как трофейный, он некоторое время находился в распоряжении ВВС КА Прибалтийского ВО, и в мае 1941 г передан в ГУ ГВФ. Точных данных о налете самолета нет. В Риге при приемке от ВВС КА он был опробован пилотом Лебедевым и затем перегнан им вместе с Картушевым в Москву, где прошел тщательный технический осмотр. Самолет выполнил рейсы Москва - Симферополь - Москва и Москва - Хабаровск - Москва. После последнего полета в октябре 1941 г. на левом моторе были замечены дефекты. В мастерских ГВФ на левом моторе были заменены 2 поршня, 1 цилиндр и шарикоподшипник привода магнето. На правом моторе заменен 1 поршень и притёрты клапана. Левый мотор при опробовании в воздухе после этой переборки потряхивало и он дымил.
Около 14 часов на аэродром прибыл тов. Картушев, который намеревался пилотировать самолет, и получил от оперативного дежурного ВВС разрешение на полет. Запустив моторы, он в течение 30 минут опробовал их на земле на всех режимах, затем вырулил на старт. Во время предполетного осмотра и опробования моторов на земле и при рулении на старт моторы работали нормально. На борту находились бортмеханик и главный инженер МАГОН.
После выруливания на старт прибыл начальник Центрального аэродрома и доложил тов. Картушеву, что состояние погоды ухудшилось, просил его отложить полет и указал, что имеется запрещение ВВС на полеты в связи с ухудшением погоды. Картушев после этого требования начальника аэродрома вышел из самолета и по телефону стартовой команды ВВС получил разрешение на вылет от начальника штаба Центрального аэродрома.
По показаниям Картушева и очевидцев, взлет был произведен нормально, моторы работали нормально. На высоте 90-100 м в момент перевода винтов на большой шаг отказал левый мотор. Самолет резко развернуло влево. После крутого левого разворота он вошел в штопор, задел за верхушки деревьев, упал на землю в Петровском парке за зданием академии ВВС и загорелся. Вытаскивали людей из самолета и тушили пожар, забрасывая огонь снегом, находившиеся рядом с местом падения красноармейцы. Главный инженер МАГОН и бортмеханик погибли. Тов. Картушев тяжело ранен (перелом правой руки, сильные ушибы тела и головы). Он был вытащен из самолета и доставлен в Боткинскую больницу.
|