Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа ПС-84 Управления воздушной магистрали Москва - Иркутск в Москве
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 июня 1942 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Москва, район ж.д. ст. Москва-Бутырская товарная
Тип ВС:  ПС-84
Регистрация ВС:  СССР-Л3423
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Управление воздушной магистрали Москва - Иркутск
 


Описание
    Самолет ПС-84 Л-3423 Управления воздушной магистрали Москва - Иркутск прибыл на Центральный аэродром г. Москва из Казани в 07:50 18 июня 1942 г, выполнив очередной рейс Свердловск - Москва. После технического обслуживания самолет должен был по расписанию в 09:10 вылететь по маршруту Москва - Хабаровск.
    В базовом а/п Свердловск при подготовке к рейсу на Москву техническая бригада произвела следующие работы:
    1) Сменила высотный корректор на правом моторе, поскольку корректор плохо реагировал на работу мотора;
    2) Произвели ремонт капота «Нака» на левом моторе;
    3) Три раза производила пробу мотора.
    Самолет прибыл в Москву с тряской правого мотора. По прибытии выяснилось, что работы в Свердловске проведены некачественно. Высотный корректор на правом моторе вновь потребовалось сменить, а капот «Нака» также требовал ремонта. Смена корректора не устранила тряску мотора и ненормальность работы корректора. Бригада выполнила только те работы, которые им указал бортмеханик, без детального изучения причин тряски мотора. Были также заменены все передние свечи и закреплен капот «Нака» на левом моторе. После этого тряска мотора продолжалась. После регулировки высотного корректора тряска уменьшилась, а после регулировки форсунок диффузоров малого газа прекратилась. Все работы на правом моторе проводились на глазах пассажиров, посаженных на борт. При этом в работах на моторе принимал участие не имевший отношение ни к технической бригаде аэропорта, ни к экипажу человек - инженер-капитан 101 ТАП, ранее работавший бортмехаником в Управлении воздушной линии Москва-Иркутск и вылетавший на этом рейсе пассажиром.
    После устранения тряски правого мотора экипаж принял решение на вылет. После взлета, при переходе на режим работы моторов при Рк=650-700 мм рт.ст. правый мотор начало снова трясти. Бортмеханик и прибежавший в пилотскую кабину ему на помощь инженер-капитан 101 ТАП стали производить манипуляции с высотным корректором правого мотора, двигая его сектор взад и вперед.
    При расследовании катастрофы выяснилось, что на правом моторе лопнула суфлерная трубка маслоуплотнительной втулки нагнетателя. Это вызвало обеднение смеси в смесительной камере путем подсоса воздуха через лопнувшую трубку, что послужило причиной тряски мотора. Трещина в трубке не могла быть обнаружена без снятия карбюратора.
    Манипулирование корректором вызвало дальнейшее обеднение смеси и послужило причиной выхлопа в карбюратор и отказа в работе мотора. Имевший полную загрузку пассажиров (17 человек), 498 кг багажа и три матрицы весом 15 кг (всего 1858 кг) при полетном весе 11396 кг самолет быстро стал терять высоту (отказ мотора произошел на высоте 80-100 м над г. Москва). Имея перед собой препятствия (заводские трубы), пилот подзадрал машину и, обходя трубу сначала с правым, а затем с левым креном, потерял скорость. Самолет задел плоскостью за столб телеграфной линии вдоль железной дороги и упал на железнодорожное полотно. Ударившись при этом левой плоскостью о землю, он загорелся. Командир корабля, второй пилот, бортмеханик и 9 пассажиров (в т.ч. инженер-капитан 101 ТАП) погибли. Бортрадист и 8 пассажиров ранены. Погибла также стрелочница железной дороги, находившаяся на месте падения самолета. Катастрофа произошла в районе станции Москва-Бутырская товарная у пересечения железной дороги с Новодмитровским проездом.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 3
Пассажиры 17 9
На земле   1
Всего погибших 13


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ПС-84
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л3423
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.09.1940
Заводской номер ВС 6505
Наработка ВС (часы) 2041
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 6202091 6200130


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Управление воздушной магистрали Москва - Иркутск
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (ЦА им М.В. Фрунзе)
Пункт назначения Казань
Начальный пункт маршрута Москва (ЦА им М.В. Фрунзе)
Конечный пункт маршрута Хабаровск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами катастрофы явились:
    1) Выпуск самолета в полет с неустраненным дефектом (тряска правого мотора из-за лопнувшей трубки суфлера).
    2) Неграмотная попытка устранить тряску мотора использованием высотного корректора, не зная истинных причин, вызвавших тряску мотора.
    3) Вмешательство в обслуживание самолета на земле и в воздухе пассажира - бывшего бортмеханика Управления, не имевшего отношения к экипажу самолета и технической бригаде, его обслуживавшей.
    4) Непринятие мер со стороны НИИ ГВФ, знавшего о случаях разрыва суфлерной трубки нагнетателя, но не выяснившего причин этого и не добившегося от завода-изготовителя конкретных мер по устранению и предупреждению аналогичных дефектов.
    5) Плохая организация работы по техническому обслуживанию в а/п Свердловск и Москва. Отсутствие распорядка по приему и выпуску самолетов в Центральном аэропорту Москва.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     В катастрофе погибла П.С. Макарова - Заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.