|
|
|
Катастрофа Ю-52 Западно-Сибирского управления ГВФ в районе Талды-Кургана |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 20 июля 1944 г.
Время: 07:15
Страна: СССР
Место происшествия: Казахская ССР, Алма-Атинская область, хр. Джил-Джута, 15 км северо-западнее пос. Кок-Су
Тип ВС: Junkers Ju-52
Регистрация ВС: СССР-Л40
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Западно-Сибирское управление ГВФ
|
|
|
|
|
Описание |
Самолет Ю-52 № Л-40 был переоборудован в АРБ-405 под два крайних мотора М-25В и один мотор BMW-132 согласно техническим условиям, составленным АРБ-405. После переоборудования самолет прошел заводские испытания и летные испытания, проводившиеся экипажем 4-го сводного отряда Западно-Сибирского управления ГВФ, прибывшим в Алма-Ату для приемки и перегона самолета, и комиссией завода.
Перегонка самолета производилась в Куйбышев для производства госиспытаний совместно с НИИ ГВФ через Новосибирск и Свердловск. При этом маршрут до Новосибирска был указан через Талды-Курган - Аягуз (Сергиополь) - Семипалатинск (посадка).
Самолет был загружен моторами М-25В и BMW-132 и запчастями к ним. Полетный вес самолета составлял 10920 кг. Взлет в а/п Алма-Ата произведен в 02:30 мск. На борту находились 4 члена экипажа, представитель ЭУ и начальник техотдела АРБ-405.
Экипажу был установлен эшелон полета 1000 м. В районе севернее ст. Или пилот встретил непредусмотренную прогнозом погоду с сильными осадками, стал обходить ее восточнее в сторону хорошей погоды, с отклонением от маршрута в 20-25°, и попал в высокогорный район. Дальнейший полет проходил через пос. Кугалинская (Кугалы), хребет Котыркаин (высотой до 2200 м) и 3-й участок совхоза НКВД №2 в направлении хребта Джил-Джута (высотой до 3050 м) с необходимостью постоянного набора высоты для преодоления всё возрастающей высоты гор. Пересекая две первые гряды горного хребта Джил-Джута, самолет попал в нисходящие потоки воздуха, образовавшиеся от встречного ветра, и стал терять высоту. Увидев невозможность преодоления третьей, самой высокой гряды гор из-за наличия малой скорости и недостаточного превышения самолета над рельефом, пилот принял решение развернуться и выйти из ущелья. Разворот самолета увеличил скорость снижения, в силу чего пилот, боясь столкновения с землей, инстинктивно брал ручку на себя и перевел самолет во второй режим. Потеряв скорость, самолет упал, врезавшись в отвесную стенку ущелья с курсом, обратным направлению полета, на высоте 2700 м, разрушился и загорелся. Все 6 человек, находившиеся на борту, погибли. Катастрофа произошла в 04:15 мск в 15 км северо-западнее пос. Кок-Су Кугалинского района Алма-Атинской области.
Связь с радиостанцией Алма-Атинского аэропорта весь полет отсутствовала, на вызовы экипаж ни разу не ответил.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
4 |
Пассажиры |
2 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Junkers Ju-52 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л40 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
|
Заводской номер ВС |
3325 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
1916715 67503 1916468 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Западно-Сибирское управление ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Алма-Ата |
Пункт назначения |
Семипалатинск |
Начальный пункт маршрута |
Алма-Ата |
Конечный пункт маршрута |
Куйбышев |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причинами катастрофы явились:
1) Неправильное решение пилота обходить встретившуюся плохую погоду в восточном направлении, что привело к полету в высокогорном районе, для полета в котором пилот не имел достаточного опыта, что привело к катастрофе.
2) Неудовлетворительное состояние организации летной и штурманской служб в а/п Алма-Ата:
- нет штурмана аэропорта. Штурман 7-го авиаотряда, он же начальник штаба отряда, не в состоянии осуществлять контроль всех экипажей, вылетающих из Алма-Аты;
- штурман, диспетчеры и экипаж не знали действительной высоты хребта, которая составляет 3050 м, а не 2600 м, как указано на карте масштаба 1:200000. Поэтому экипаж, уверенный в достаточном превышении самолета над местностью, фактически находился ниже на 150-200 м окружающих господствующих высот;
- дежурный диспетчер а/п Алма-Ата имеет низкую квалификацию и не знает трассы. Поэтому она не дала и не могла дать необходимых указаний экипажу об особенностях полета по данному маршруту и не проверила план полета:
- аэропорт, как правило, не проверяет оформление и наличие документов и загрузку самолетов, выпущенных АРБ-405.
3) Несерьезный подход руководства АРБ-405 и комиссии по испытаниям к выпуску самолета в полет с полной загрузкой в горных условиях. При испытаниях не проверялась фактическая скороподъемность самолета на всех высотах и его потолок, хотя командир корабля отмечал недостаточную маневренность самолета при преодолении препятствий.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|