В ночь с 6 на 7 августа 1947 г в летном центре ГВФ планировались ночные учебные полеты. 1-ый авиаотряд должен был выполнять полеты с а/д Северо-Восточный Банк, 2-й авиаотряд - с а/д Северо-Восточный Банк и с а/д Северо-Восточный Банк- Маяк, расположенный в 6 км от а/д Северо-Восточный Банк. Оба аэродрома расположены в 125 км юго-юго-западнее г. Баку на берегу Каспийского моря, у дельты реки Кура, в районе населенных пунктов Северо-Восточный Банк и Маяк.
Шесть самолетов, назначенных для учебных ночных полетов, вылетели 6 августа с базового аэродрома Забрат-2, произвели посадку на а/д Северо-Восточный Банк в период с 18 до 19 часов и ожидали наступления темноты для начала учебных полетов.
Фактическая погода на аэродроме была: облачность 7-10 баллов слоисто-кучевая высотой 600-1000 м, ветер северо-восточнее 20 км/ч, видимость 4-10 км, температура +18°-20°С. Направление ветра было таково, что взлет производился с курсом 60-65° в направлении на море.
Учебные полеты начались около 20:30, с наступлением темноты и восходом луны. И.о к-ра 1-го авиаотряда, являвшийся руководителем полетов на а/д Северо-Восточный Банк, решил выполнить первый полет сам, чтобы посмотреть с воздуха возможность начала учебных полетов. Лететь он должен был с пилотом-инструктором, но, увидев, что тот ужинает, оставил его, сказав, что не хочет прерывать его ужина и первый полет сделает без него. И.о к-ра 1-го авиаотряда взял в полет пилота-слушателя, который был подготовлен пилотом-инструктором к самостоятельным полетам во время учебных полетов в предыдущую ночь, но не проверялся самим и.о. к-ра 1-го авиаотряда из-за отсутствия времени (наступил рассвет и ночные полеты были прекращены). Комиссией точно не установлено, как пилот-слушатель оказался на борту, но, наиболее вероятно, и.о. к-ра 1-го отряда хотел произвести его проверку в полете. Пилот-слушатель занимал левое сиденье, и.о. к-ра 1-го авиаотряда - правое сиденье. Наиболее вероятно, активное пилотирование при взлете производил пилот-слушатель.
Комиссией установлено, что взлет и полет до первого разворота выполнялся без отклонений. В момент производства первого разворота влево на высоте около 100 м самолет потерял скорость, перешел на нос и на правое крыло и стал резко снижаться с большим углом и правым разворотом. Экипаж пытался вывести самолет из крутого снижения, но из-за недостатка высоты самолет в 20:40 мск ударился о землю правой плоскостью с креном 20-25° и большой поступательной скоростью. Сломав консольную часть крыла и двигаясь дальше с разворотом вокруг вертикальной оси вправо, самолет задел винтом правого мотора за землю и затем ударился правым мотором, что привело к разрушению пилотской кабины и деформации фюзеляжа. В следующий момент последовал второй сильный удар правым мотором о землю, после которого оба мотора оторвались. Правый мотор при этом разрушил носовую часть пилотской кабины и был отброшен на 160-170 м. Левый мотор, разрезав винтами левую плоскость, был отброшен на 60-70 м от места удара. В момент второго удара о землю фюзеляж самолета переломился по грузовую дверь и хвост был заброшен на правую плоскость. 4 члена экипажа (и.о. к-ра отряда, пилот-слушатель, бортмеханик-инструктор и бортрадист-инструктор), находившиеся в пилотской кабине, были выброшены на 100 м. Трое из них погибли, пилот-слушатель получил тяжелые ранения и, не приходя в сознание, скончался в больнице на пятые сутки. Двигаясь на левом, а затем на правом колесе шасси с разворотом вправо, самолет развернулся на 360°, пройдя расстояние 160-180 м, и остановился. В конце разворота находившиеся в грузовой кабине два бортмеханика-слушателя были выброшены из самолета и получили тяжелые ранения.
|