Экипаж 3-го авиатранспортного Виленского полка 10-й ГАТД ГВФ получил 14 апреля задание произвести полет по маршруту Внуково - Вильно - Инстербург - Познань - Краков с целью доставки грузов и пассажиров ГУВР НКПС в Познань и Краков, после чего с загрузкой ГУВР НКПС вернуться в Москву.
15 апреля, за 1 час до времени вылета из Внуково, оказалось, что загрузки до Познани нет. Тогда командир АЭ и ст. помощник нач-ка оперативного отдела штаба дивизии самовольно изменили маршрут полета на Внуково - Вильно - Варшава - Краков с возвратом обратно тем же маршрутом и никому об этом не доложили. Необходимой дополнительной подготовки по измененному маршруту командир корабля не проводил. Дежурный штурман об изменении маршрута не знал и подготовку экипажа к полету не проверял. Командир АЭ, не проверяя готовность экипажа к полету по новому маршруту, разрешил вылет. Ст. помощник нач-ка оперативного отдела штаба дивизии также подготовкой экипажа к полету не интересовался.
15 апреля в 11:30 экипаж вылетел из а/п Внуково. В тот же день экипаж прибыл в Вильно и находился там до 17 апреля. В этот день экипаж вылетел в Варшаву и Краков, где в 15:40 произвел посадку. В ожидании загрузки члены экипажа находились в Кракове до 19 апреля. При проверке готовности штурмана к полету штурман комендатуры никаких замечаний не сделал и не обратил внимания на высоты до 610 м в районе Кельце. На летной карте экипажа были обозначены только высоты 316, 290 и 441 м.
Прогноз погоды на участке маршрута Краков - Люблин - Брест предусматривал: облачность 10 баллов высотой 150-200 м, умеренный дождь, видимость 800-1000 м. Штурман комендатуры разрешил экипажу полет до Минска, предупредив, что погода местами будет плохая и полет следует выполнять в облаках на высоте 1000 - 1500 м. Командир корабля отметку о своем метеоминимуме в пилотском свидетельстве от дежурного штурман скрыл.
Взлет в Кракове произведен в 13:05 с посадкой в Минске. На борту находилось 7 пассажиров с багажом у каждого до 30 кг и 400 кг груза.
Во время полета связь экипаж не держал. Погода в районе Кельце с 13 до 14 часов была: облачность 10 баллов высотой 300-400 м, дожди, видимость 4 км. В районе горы Лысица высотой 611 метров (20 км восточнее Кельце) - облачность высотой 200 м, видимость до 1 км. После вылета командир корабля следовал на высоте 200-250 м. Подойдя к району Кельце, самолет стал попадать в отдельную рваную облачность. В 20 км восточнее Кельце, на высоте 200-250 м над местностью, самолет попал в нижнюю кромку облачности, в которой шел в течение 4-5 минут. При выходе из нее командир корабля заметил, что впереди по курсу резкое повышение лесистой местности, закрытой облачностью. Он решил перетянуть ее и резко, с большим углом набора высоты, вошел в облачность. Не перетянув крутой горы, с хвойным лесом высотой до 20-25 м на склонах, самолет с большим углом набора ударился на малой скорости левой плоскостью о ель высотой до 25 м. Отбив 1/3 плоскости, самолет развернулся на 180° и без скорости упал на вершине горы Лысица. При ударе самолет полностью разрушился. 6 членов экипажа и 5 пассажиров погибли. Двое пассажиров (летчик-истребитель и капитан юстиции) при падении самолета успели перебежать в хвостовую часть и получили легкие и тяжелые ранения.
|