Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 10-й ГАТД ГВФ в районе Кельце (Польша)
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 апреля 1945 г.
Страна:  Польша
Место происшествия:  г. Лысица, 20 км восточнее Кельце
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л3976
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  10-ая ГАТД ГВФ
 


Описание
    Экипаж 3-го авиатранспортного Виленского полка 10-й ГАТД ГВФ получил 14 апреля задание произвести полет по маршруту Внуково - Вильно - Инстербург - Познань - Краков с целью доставки грузов и пассажиров ГУВР НКПС в Познань и Краков, после чего с загрузкой ГУВР НКПС вернуться в Москву.
    15 апреля, за 1 час до времени вылета из Внуково, оказалось, что загрузки до Познани нет. Тогда командир АЭ и ст. помощник нач-ка оперативного отдела штаба дивизии самовольно изменили маршрут полета на Внуково - Вильно - Варшава - Краков с возвратом обратно тем же маршрутом и никому об этом не доложили. Необходимой дополнительной подготовки по измененному маршруту командир корабля не проводил. Дежурный штурман об изменении маршрута не знал и подготовку экипажа к полету не проверял. Командир АЭ, не проверяя готовность экипажа к полету по новому маршруту, разрешил вылет. Ст. помощник нач-ка оперативного отдела штаба дивизии также подготовкой экипажа к полету не интересовался.
    15 апреля в 11:30 экипаж вылетел из а/п Внуково. В тот же день экипаж прибыл в Вильно и находился там до 17 апреля. В этот день экипаж вылетел в Варшаву и Краков, где в 15:40 произвел посадку. В ожидании загрузки члены экипажа находились в Кракове до 19 апреля. При проверке готовности штурмана к полету штурман комендатуры никаких замечаний не сделал и не обратил внимания на высоты до 610 м в районе Кельце. На летной карте экипажа были обозначены только высоты 316, 290 и 441 м.
    Прогноз погоды на участке маршрута Краков - Люблин - Брест предусматривал: облачность 10 баллов высотой 150-200 м, умеренный дождь, видимость 800-1000 м. Штурман комендатуры разрешил экипажу полет до Минска, предупредив, что погода местами будет плохая и полет следует выполнять в облаках на высоте 1000 - 1500 м. Командир корабля отметку о своем метеоминимуме в пилотском свидетельстве от дежурного штурман скрыл.
    Взлет в Кракове произведен в 13:05 с посадкой в Минске. На борту находилось 7 пассажиров с багажом у каждого до 30 кг и 400 кг груза.
    Во время полета связь экипаж не держал. Погода в районе Кельце с 13 до 14 часов была: облачность 10 баллов высотой 300-400 м, дожди, видимость 4 км. В районе горы Лысица высотой 611 метров (20 км восточнее Кельце) - облачность высотой 200 м, видимость до 1 км. После вылета командир корабля следовал на высоте 200-250 м. Подойдя к району Кельце, самолет стал попадать в отдельную рваную облачность. В 20 км восточнее Кельце, на высоте 200-250 м над местностью, самолет попал в нижнюю кромку облачности, в которой шел в течение 4-5 минут. При выходе из нее командир корабля заметил, что впереди по курсу резкое повышение лесистой местности, закрытой облачностью. Он решил перетянуть ее и резко, с большим углом набора высоты, вошел в облачность. Не перетянув крутой горы, с хвойным лесом высотой до 20-25 м на склонах, самолет с большим углом набора ударился на малой скорости левой плоскостью о ель высотой до 25 м. Отбив 1/3 плоскости, самолет развернулся на 180° и без скорости упал на вершине горы Лысица. При ударе самолет полностью разрушился. 6 членов экипажа и 5 пассажиров погибли. Двое пассажиров (летчик-истребитель и капитан юстиции) при падении самолета успели перебежать в хвостовую часть и получили легкие и тяжелые ранения.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 7 5
На земле   0
Всего погибших 11


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л3976
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 04.10.1941
Заводской номер ВС 1841903
Наработка ВС (часы) 3087
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 6202198 6202609


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Военные задачи
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 10-ая ГАТД ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Краков
Пункт назначения Минск (Минск-1)
Начальный пункт маршрута Краков
Конечный пункт маршрута Москва (Внуково)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    1) Неправильное решение командира корабля выполнять полет ниже облачности в холмистой местности при плохих метеоусловиях, в то время как погода в пунктах вылета и посадки была хорошей.
    2) Незнание командиром корабля и штурманом господствующих высот по маршруту (в частности, высоты 611 м в районе г. Кельце) и невыдерживание ими безопасной высоты в холмистой местности.
    3) Самовольное изменение маршрута без ведома командования авиаполка и авиадивизии командиром АЭ и ст. помощник нач-ка оперативного отдела штаба дивизии.
    4) Выпуск командиром АЭ экипажа по измененному маршруту без необходимой штурманской подготовки.
    5) Беспечность и отсутствие контроля подготовки экипажа со стороны командира АЭ и ст. помощник нач-ка оперативного отдела штаба дивизии.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.