Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Казахского управления ГВФ в районе Ленинабада
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  16 июня 1947 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Таджикская ССР, Ленинабадская область, пос. Исписар, район а/п Ленинабад
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4088
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское управление ГВФ, 7 тао
 


Описание
    Экипаж 7 транспортно-авиационного отряда Казахского управления ГВФ выполнял спецрейс по маршруту Алма-Ата - Ленинабад и обратно по доставке из Ленинабада шёлковой ткани для управления по делам физкультуры и спорта при СМ Казахской ССР.
    В Ленинабаде, поскольку шёлка было только 710 кг, экипажу было предложено взять дополнительный груз урюка весом 1241 кг.
    При этом кладовщик а/п Ленинабад включила в вес шёлка вес двух сопровождающих (140 кг), так как они не имели билетов, а оплачивали весь рейс из Алма-Аты и обратно, поставив вес шёлка 850 кг и вторично включила их вес в коммерческую загрузку, вписав, как сопровождающих. Таким образом, оформленный груз по документам весил 2301 кг (850 кг шелка + 1241 кг урюка + 210 кг вес трех сопровождающих), а фактически весил 2161 кг. Вес горючего составлял 1600 кг. Следовательно, полетный вес с учетом оформленной загрузки составлял 11601 кг. Учитывая высокую температуру наружного воздуха (+30…40°С) и расположение аэродрома на высоте 400 м над уровнем моря, согласно действующей инструкции по загрузке в аэропортах Таджикского управления ГВФ, загрузку необходимо было уменьшить на 200 кг.
    Перед загрузкой самолета расчета загрузки у командира корабля произведено не было. Фактически установлено, что экипажем самолета в задний багажник был погружен их личный груз - урюк и овощи весом 260 кг. Здесь же находился неоформленный багаж сопровождающего весом 30 кг. Таким образом, на самолете был дополнительный груз в заднем багажнике весом 290 кг. В грузовой кабине находился неоформленный груз другого сопровождающего весом 36 кг.
    Фактический полный полетный вес составлял 11927 кг, то есть, самолет был перегружен на 627 кг, включая 200 кг, которые было необходимо выгрузить с учетом температуры наружного воздуха и высоты аэродрома над уровнем моря.
    Дежурный по аэропорту ограничился осмотром только грузовой кабины, не проверив задний багажник.
    При разбеге, на расстоянии около 300…400 м, самолет хвост не поднял. Командир корабля прекратил разбег и вновь зарулил для взлета, изменив примерно на 10° направление взлета и для увеличения взлетной дистанции вырулил за границу летного поля на 250 м. После заруливания командир корабля приказал экипажу переложить 5-6 мешков урюка, расположенных в грузовой кабине, ближе к пилотской кабине. После этого взлет был повторен. Дежурный по аэропорту и диспетчер причины прекращения первого взлета не выясняли и повторный взлет не запретили. Самолет, пробежав 1200 м с полуопущенным хвостом, был подорван командиром корабля на малой скорости в 250 м от линии телефонных проводов. Не преодолев препятствия, самолет на высоте 2-3 м ударился о столб телефонной линии левой плоскостью и снёс его. Через 60…80 м по пути полета самолет оборвал телеграфные провода железнодорожной связи и дальше по полету, оборвав провода высоковольтной линии, потерял скорость, свалился на крыло, упал на улицу пос. Исписар (ныне часть г. Гафуров) и загорелся. Местными жителями экипаж, пассажиры и 13 из 14 тюков с шёлком были вытащены из горящего самолета. Один тюк шёлка и остальной груз сгорели. Командир корабля, бортмеханик и один из сопровождающих (чей личный груз находился в заднем багажнике) погибли. Второй пилот тяжело ранен. Бортрадист и два сопровождающих получили ушибы.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 2
Пассажиры 3 1
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4088
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 19.03.1944
Заводской номер ВС 18413704
Наработка ВС (часы) 1984
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 62101062 6202314


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское управление ГВФ, 7 тао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ленинабад
Пункт назначения Алма-Ата
Начальный пункт маршрута Ленинабад
Конечный пункт маршрута Алма-Ата


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы: основной причиной катастрофы является перегрузка самолета и неправильное размещение груза, в частности, загрузка заднего багажника грузом весом 290 кг.
    Сопутствующие причины:
    а) отсутствие контроля со стороны работников аэропорта за загрузкой самолета, в результате чего ими не обнаружен личный груз экипажа и его неправильное размещение;
    б) нарушение дежурным по аэропорту и диспетчером наставления по летной службе - не зная причин прекращения первого взлета, не запретили повторный взлет.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.