Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Западно-Сибирского УГА в районе Таштагола
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 апреля 1987 г.
Время:  13:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Кемеровская область, Таштагольский район, г. Пустаг, 28 км севернее а/п Таштагол
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-15876
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское УГА, Новокузнецкий ОАО
 


Описание
    Экипаж 354 летного отряда Новокузнецкого ОАО выполнял санзадание по маршруту Таштагол - Ортон - Междуреченск - Таштагол. После доставки в Междуреченск больного с сопровождающим медработником (фельдшером санавиации), выполнялся полет из Междуреченска в Таштагол с целью доставки медработника в аэропорт вылета.
    Подготовка экипажа перед вылетом из а/п Таштагол производилась в соответствии с п. 10.9.5 НПП ГА-85 по кратчайшему маршруту, по согласованию с органами УВД. Штурманский расчет при этом не проводился. Перед посадкой в а/п Междуреченск командир вертолета запросил прогноз погоды для полета по МВЛ II категории до Таштагола.
    Прогноз погоды по трассе МВЛ с 8 до 14 часов предусматривал: ложбина, видимость 5000 м, дождь, облачность 8 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 1600 м, на участке Солтон - Междуреченск видимость 3000 м, дождь, облачность 4 балла разорванно-дождевая высотой 180 м, 10 баллов кучево-дождевая высотой 600 м. Прогноз по ветру: на высоте 1000 м - 230°, 60 км/ч, на высоте 1500 м - 230°, 70 км/ч.
    Фактическая погода а/п Таштагол за 08:20 - видимость 10 км, облачность 5 баллов слоисто-кучевая высотой 1300 м, 3 балла средняя.
    Фактическая погода в аэропорту назначения и поступивший прогноз погоды соответствовали установленному минимуму и не препятствовали выполнению полета.
    После посадки в Междуреченске экипаж приступил к предполетной подготовке по выбранному маршруту, которая была сведена к заправке вертолета топливом и получению прогноза погоды. В нарушение п 3.6.6 и 3.6.8 НПП ГА-85 предварительный расчет полета по МВЛ не проводился.
    Взлет в а/п Междуреченск произведен в 08:37 мск. До поворотного пункта трассы МВЛ Куздееево полет выполнялся в пределах ширины МВЛ, без отклонений, на высоте 700 м по минимальному приведенному давлению.
    В 09:07 КВС доложил пролет поворотного пункта: «Куздеево 700, занимаю 1300 на Таштагол», что соответствовало безопасной высоте этого участка маршрута. Получив разрешение диспетчера МДП а/п Новокузнецк на занятие безопасной высоты, КВС в течение 6 минут продолжал следовать на высоте 700 м, при этом через 4 минуты (в 09:11) дезинформировал диспетчера докладом о занятии высоты 1100 м, что на начальном участке маршрута до Темиртау соответствовало бы полету на высоте не ниже истинной безопасной высоты.
    По данным метеостанции Куздеево облачность над этим населенным пунктом к моменту пролета вертолета была 10 баллов кучево-дождевая высотой 800-850 м от уровня моря, что не позволяло командиру вертолета приступить к набору заданной высоты.
    К набору высоты КВС приступил только в 09:13, то есть спустя 6 минут после доклада диспетчеру. Это свидетельствует о том, что на участке маршрута Куздеево - Таштагол пилот выполнял полет под облачностью, не позволявшей ему занять безопасную высоту, и в течение 6 минут принимал решение на продолжение полета. Можно предположить, что, зная погоду а/п Таштагол, которая позволяла экипажу в районе аэродрома выйти на визуальный полет (высота облачности 1500-1600 м по минимальному приведенному давлению), КВС принял решение на продолжение полета в облаках, чем грубо нарушил требования п.5.3.11 НПП ГА-85.
    К набору высоты экипаж приступил перед Темиртау, в районе повышения рельефа местности. Выполняя полет в облачности, вне видимости земных ориентиров, пилот о пролете Темиртау доложил вымышлено, когда вертолет находился на удалении 14 км от него. Не имея возможности вести визуальную ориентировку, пилот дезинформировал диспетчера и выход из зоны МДП Новокузнецка доложил преждевременно.
    Набор высоты производился ступенчато, с выдерживанием истинной безопасной высоты 300 м. Безопасную высоту 1300 м экипаж занял в 09:20. Однако информацию о занятии высоты 1300 м КВС передал в 09:17, когда вертолет находился в горизонтальном полете на высоте 1100 м.
    Не произведя предварительного расчета полета по прогнозируемому ветру, КВС выполнял полет без учета угла сноса, с МК=140°, равным ЗМПУ. Вертолет под воздействием бокового ветра силой 60-70 км/ч уклонился от линии заданного пути на 21 км влево (угол сноса составлял 25°). За 3 минуты до авиационного происшествия КВС вышел на связь с диспетчером а/п Таштагол, вход в зону доложил по расчетному времени, не зная своего фактического местонахождения.
    В 09:30 в горизонтальном полете в сложных метеоусловиях на высоте 1300 м по минимальному приведенному давлению, с уклонением от оси МВЛ на 21 км, вертолет столкнулся с северным склоном горы Пустаг (отметка 1570 м) на удалении 28 км с А=16° от а/п Таштагол. Столкновение со склоном (каменная россыпь с редкими деревьями и глубоким снежным покровом) произошло на высоте 1290 м над уровнем моря, с МК=140°, равным ЗМПУ. Радиокомпас был настроен на ОПРС а/п Таштагол. Отворотов до момента столкновения с горой не производилось, что свидетельствует о выполнении полета вне видимости земли. В результате удара вертолет полностью разрушился. КВС, бортмеханик и фельдшер погибли. Разброс обломков составил 70 м. Пожара не было.
    Фактическая погода на месте АП: облачность 7-10 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 900-1100 м над уровнем моря, дождь, видимость 5-10 км, горы частично закрыты облачностью, в облаках возможно слабое обледенение.
    Место катастрофы обнаружено 25 апреля в 09:41 мск.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-15876
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 17.08.1967
Заводской номер ВС 530426077
Наработка ВС (часы) 6679
Наработка ВС (циклы) 8301
Силовая установка 471684061 481651114


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское УГА, Новокузнецкий ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Междуреченск
Пункт назначения Таштагол
Начальный пункт маршрута Таштагол
Конечный пункт маршрута Таштагол


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что в 09:07 диспетчер МДП а/п Новокузнецк при полете вертолета над поворотным пунктом Куздеево передал прямой пеленг 147° при контрольном пеленге 150°. В 09:17 после доклада экипажа о пролете траверза н.п. Калары прямой пеленг составил 144° при контрольном пеленге 146°. В обоих случаях пеленги указывали на уклонение вертолета влево от оси маршрута, причем прямой пеленг 144° на траверзе Калар соответствовал уклонению от ЛЗП на 5 км, то есть вертолет находился за пределами трассы МВЛ. Однако диспетчер МДП, в нарушение требований НПП ГА-85, НШС ГА-86 и «Технологии работы диспетчера МДП», при явном уклонении ВС проявил пассивность и не потребовал от экипажа выхода на линию заданного пути.
    Через 4 минуты после команды занять безопасную высоту 1300 м экипаж доложил высоту 1100 м, однако диспетчер не выяснил причину невыполнения предыдущего указания, а слепо разрешил следовать на высоте 1100 м. В дальнейшем экипаж без команды диспетчера занял высоту 1300 м, о чем доложил ему. В нарушение приказа начальника ЗСУ ГА при полете по МВЛ в горной местности диспетчер через 20 минут полета не запросил у экипажа фактическую погоду на трассе.
    Прогноз погоды, выданный АМСГ Новокузнецка, не оправдался. Прогноз погоды составлен без учета обострения холодного фронта в дневное время и при приближении его к горному массиву. Скорость смещения фронта рассчитана неправильно.
    В нарушение п.5.3.11 и 5.3.15 НПП ГА-85 пилот не принял решение на возврат или посадку на ближайшем запасном аэродроме при ухудшении метеоусловий до значений, не соответствующих ПВП.
    При переходе на связь с диспетчером МДП а/п Таштагол последний не имел возможности определить уклонение ВС от трассы из-за отсутствия радиопеленгатора.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     ЗАКЛЮЧЕНИЕ: причиной катастрофы явилась личная недисциплинированность КВС, грубо нарушившего правила визуальных полетов при встрече погоды хуже установленного минимума в горной местности.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.