|
|
|
Катастрофа Ми-4 а/к МИАТ в районе ст. Танхой, Бурятская АССР |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 27 апреля 1965 г.
Время: 13:05
Страна: СССР
Место происшествия: Бурятская АССР, Кабанский район, 6 км юго-западнее ст. Танхой
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: МОНГОЛ-799
Авиакомпания: МИАТ
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж вертолета Ми-4 № МОНГОЛ-799 в составе КВС, второго пилота и бортмеханика выполнял полет по маршруту Улан-Батор - Улан-Удэ - Иркутск с целью перегонки вертолета в ремонт. На борту находился служебный пассажир - главный инженер УВС МНР.
Взлет в а/п Улан-Батор произведен в 05:20 мск. В 06:47 вертолет пересек Государственную границу СССР. После пересечения границы и дальнейшего полета над территорией СССР экипаж на связь с запасными аэродромами не выходил и на запросы службы движения а/п Улан-Удэ не отвечал.
После получения информации от очевидцев, видевших падение вертолета, организованными поисками он был обнаружен в 12:05 мск в 6 км юго-западнее станции Танхой Бурятской АССР. Экипаж и служебный пассажир погибли. В нарушение правил полетов на территории СССР, экипаж следовал в а/п Иркутск вне трассы, напрямую.
Фактическая погода в момент происшествия (08:05 мск) соответствовала выданному прогнозу и минимуму трассы.
По характеру расположения частей фюзеляжа, хвостового винта и обломков лопастей несущего винта вертолет на последнем участке полета (2…3 км до места падения) летел зигзагообразно. Падение на землю произошло с большим углом тангажа (до 70°), на правый борт. Хвостовой винт с редуктором найден в 120 м от места падения фюзеляжа, под углом 60…70° от линии полета. Из этого следует, что в воздухе произошло разрушение хвостового винта, а затем вследствие вибрации произошел отрыв хвостового винта вместе с концевым редуктором. Вертолет резко подбросило вверх, а затем за счет малого запаса топлива, отсутствия загрузки и хвостового винта, вертолет резко перешел на нос, ударился о землю с большой вертикальной скоростью и полностью разрушился.
Следуя вне трассы, экипаж усугубил свое положение и в сложившейся аварийной обстановке допустил ошибки в технике пилотирования, заключающиеся в том, что при начавшемся разрушении хвостового винта и вибрации вертолета немедленно не произвел посадку на лес, пытаясь дотянуть до полян. В дальнейшем, после отрыва хвостового винта, экипаж не сбросил «шаг-газ», не уменьшил мощность двигателя, что привело к взмыванию вертолета с последующим разворотом и резким переходом на нос. При полной мощности двигателя с оторванным хвостом создается такой пикирующий момент, преодолеть который невозможно из-за недостаточности продольного управления.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4 |
Регистрационный номер (id) ВС |
МОНГОЛ-799 |
Государство регистрации ВС |
Монголия |
Дата выпуска ВС |
31.08.1960 |
Заводской номер ВС |
0799 |
Наработка ВС (часы) |
927 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Б9316780 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
МИАТ |
Государство регистрации авиакомпании |
Монголия |
Пункт вылета |
Улан-Батор |
Пункт назначения |
Иркутск |
Начальный пункт маршрута |
Улан-Батор |
Конечный пункт маршрута |
Иркутск |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Выводы комиссии: на основании осмотра и изучения разрушенных частей вертолета на месте происшествия, показаний очевидцев, комиссия считает: катастрофа произошла по причине отрыва лопасти №2 по цапфе осевого шарнира втулки хвостового винта. В результате возникновения неуравновешенных сил на хвостовом винте произошло частичное разрушение остальных двух лопастей винта, а также средней части концевой балки с последующим отрывом хвостового редуктора с верхней частью концевой балки. После отрыва хвостового винта вертолет потерял управляемость, перешел в отвесное падение и с правым креном ударился о землю.
Истинную причину отрыва лопасти №2 хвостового винта определить не представилось возможным. Предположительными причинами этого могли быть:
а) некачественная структура материала цапфы осевого шарнира лопасти №2 в месте разрыва;
б) удар ребром атаки лопасти №2 о посторонний предмет, о чем свидетельствуют следы удара на ребре атаки и характер места отрыва.
Происшествию способствовало:
а) нарушение экипажем правил полетов на территории СССР;
б) ошибки экипажа в технике пилотирования.
Проведенное позже исследование хвостового винта в ГосНИИ ГА не подтвердило заключение комиссии о причинах его разрушения. По заключению ГосНИИ ГА, катастрофа произошла по причине разрушения концевой части лопасти №1 хвостового винта за сечением, отстоящим на 800 мм от проушин ее крепления к втулке, в результате удара лопасти о посторонний неметаллический предмет продолговатой цилиндрической формы. Характер разрушения лопасти №1 дает основание сделать вывод, что она разрушилась вследствие удара о толстую ветвь дерева. В результате возникновения неуравновешенных сил на хвостовом винте, лопасть №2 дважды ударила по концевой балке, разрушила ее конструкцию и разрушилась сама. Вследствие увеличения неуравновешенных сил произошел отрыв хвостового редуктора с частью концевой балки.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|