Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-1 Казахского УГА в районе пос. Средигорное
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  25 июня 1966 г.
Время:  09:05
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Восточно-Казахстанская область, р-н пос. Средигорное, Зыряновский район
Тип ВС:  Ми-1
Регистрация ВС:  СССР-17937
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Бурундайский ОАО
 


Описание
    По заданию командира 191 летного отряда Бурундайского ОАО воздушных съемок и по заявке совхоза «Средигорное» Зыряновского района Восточно-Казахстанской области пилот Сейфуллин З.Х. (здесь и далее фамилии изменены) производил полеты по опрыскиванию зерновых. Накануне, по окончании АХР, обговорив с директором совхоза и агрономом план предстоящих работ, пилот произвел предварительную подготовку к полетам, поужинал и лег отдыхать в 21:00.
    Встав в 07:00, после завтрака вместе с авиатехниками Макаровым и Колчиным пилот Сейфуллин начал подготовку вертолета к полету.
    Из-за несоответствия метеоусловий в утренние часы в районе работ (низкая облачность) произошла задержка с вылетом. Получив прогноз погоды из а/п МВЛ Зыряновск, пилот принял решение о начале работ по фактической погоде (облачность 10/10 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 1300 м, 2 балла разорванно-дождевая высотой 600 м, видимость более 10 км) и в 08:25 местного времени произвел взлет с базовой вертолетной площадки в пос. Средигорное для перелета на временную оперативную посадочную площадку в непосредственной близости к обрабатываемым площадям.
    Прибыв на эту площадку и выключив трансмиссию и двигатель, Сейфуллин дал задание авиатехнику подготовить вертолет к дальнейшим производственным полетам и произвести заправку ядохимикатами, а сам пошел уточнить порядок обработки полей у агронома совхоза Илюхиной А. В процессе разговора она попросила пилота обработать участок земли площадью 3-4 га, занятой под посевами кукурузы. Данный участок по условиям обработки и наличию на нем препятствий (провода ЛЭП), не должен был быть принят пилотом для обработки. Сейфуллин просьбу агронома совхоза решил выполнить и, в нарушение регламентирующих летную работу документов и в нарушение НПП ГА-58, §472 пункт «в», и Руководства по АХР ГА-63 г., принял неправильное решение, совместив перелет к основным обрабатываемым площадям с обработкой сложного участка.
    В 09:00 местного времени пилот произвел взлет. Набрав высоту 50-60 м (со слов очевидцев), левым разворотом Сейфуллин начал производить заход на рабочий гон против строящейся ЛЭП, провода которой пересекали обрабатываемый участок с северо-востока на юго-запад. Три нижних провода данной линии провисали на опорах над землей на высоту 6-7 м, а четвертый, верхний провод - на высоту 12-15 м, который пилот, очевидно, не видел.
    Выполнив заход на рабочий участок и установив рабочую высоту 5-10 м, пилот включил аппаратуру опрыскивателя. Не доходя 50 м до проводов ЛЭП (со слов очевидцев-сигнальщиков), пилот выключил аппаратуру, после чего вертолет резко взмыл вверх. Это связано с тем, что пилот, очевидно, увидел в непосредственной близости верхний провод ЛЭП и резко взял «шаг-газ» на увеличение и ручку циклического шага «на себя». От резкого взятия «на себя» ручки циклического шага одна из лопастей несущего винта вышла из конуса вращения и ударила по хвостовой балке. В дальнейшем вертолет амортстойкой переднего колеса шасси задел верхний провод и сорвал его с опор ЛЭП. Из-за резкого торможения при встрече с проводами, созданного сильного опрокидывающего момента и разбалансировки вертолета, произошло дальнейшее разрушение хвостовой балки от удара лопастями несущего винта. Хвостовая балка вместе с хвостовым винтом и хвостовым редуктором оторвалась в воздухе и пролетела по инерции вперед на 100 м от места падения вертолета.
    В 09:05 вертолет в перевернутом положении ударился о землю, отскочил и стал на шасси в полностью разрушенном состоянии. Пилот погиб.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-1
Регистрационный номер (id) ВС СССР-17937
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.07.1963
Заводской номер ВС 602014
Наработка ВС (часы) 687
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 632416


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Бурундайский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явилось неправильное принятие решения пилотом на обработку сложного участка по рельефу и наличию препятствий, в нарушение требований НПП ГА-58 и Руководства по АХР-63.
    Сопутствующие причины: недостатки в организации АХР, выразившиеся в отсутствии инструкции и схемы по обработке сложного участка и в обработке поля без сигнальщиков.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.