Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-12 Северного УГА в н.п. Шапта Кировской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  25 сентября 1966 г.
Время:  17:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  Кировская область, Кикнурский район, с. Шапта
Тип ВС:  Як-12
Регистрация ВС:  СССР-56409
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северное УГА, Кировский ОАО
 


Описание
    С 17 сентября 1966 г. пилот 174 ЛО Кировского ОАО Северного УГА Гуляев (здесь и далее фамилии изменены) и авиатехник Головчин выставлены на оперативную точку в колхоз «Победа» (село Шапта Кикнурского района Кировской области). По метеоусловиям пилот приступил к АХР только 20 сентября.
    23 сентября, выполнив всего 9 полетов, он прекратил работу по причине неисправности материальной части - лопнула лента расчалки фюзеляжа.
    К 16:00 того же дня на оперативную точку с целью проверки прилетели командир АЭ Семенов, командир звена Емельянов и секретарь партбюро Кировского ОАО Никаноров. Обнаружив проходящую через летное поле разбитую дорогу, являющуюся серьезным препятствием, комиссия запретила полеты до приведения летного поля рабочего аэродрома в пригодное состояние. Были сделаны и другие замечания, после чего комиссия вылетела с проверкой на другую оперативную точку.
    25 сентября в 11:30 на оперативную точку прилетел командир звена Емельянов на тренировочном самолете Як-12 №56409. Встретив пилота Гуляева на площадке, он вместе с ним направился в деревню, где они зашли к родственникам Емельянова и за обедом распивали спиртные напитки. После окончания обеда Емельянов пошел к другим родственникам, а Гуляев направился на аэродром. Обманув авиатехника Головчина, ссылаясь на необходимость прогрева и переруливания, пилот запустил двигатель тренировочного самолета Як-12 №56409 и произвел самовольный вылет. После взлета на недопустимо малой высоте над н.п. Шапта Гуляев стал выполнять недозволенные эволюции - виражи с большим креном, горки и пикирование. При выполнении вывода из одного из многих резких пикирований самолет зацепил хвостовой частью фюзеляжа за деревья, разрушив при этом горизонтальное и вертикальное оперение и рули. При дальнейшем падении самолет оборвал четыре провода ЛЭП и, зацепив левой плоскостью за крышу жилого дома (избы), упал на землю в 25 м от избы и сгорел. Пилот погиб. Катастрофа произошла в 17:00.
    По заключению судебно-медицинской экспертизы, пилот Гуляев в момент смерти находился в умеренной степени алкогольного опьянения.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-56409
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.10.1956
Заводской номер ВС 16520
Наработка ВС (часы) 3410
Наработка ВС (циклы) 13011
Силовая установка КИ944090


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Нелегальный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северное УГА, Кировский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено, что в июне того же года, находясь на оперативной точке, также после распития спиртных напитков, пилот Гуляев пытался произвести самовольный вылет на самолете Як-12 с целью катания. Этот случай был предотвращен благодаря бдительности авиатехника Навальнова, принявшего своевременные и необходимые действия. О данном происшествии стало известно командиру звена Емельянову, который об этом никому из вышестоящих командиров не доложил и лично мер в отношении Гуляева не принял. Вследствие неудовлетворительного контроля за организацией летной работы и выполнением полетов в отрыве от базы со стороны командования Кировского ОАО и 174 ЛО этот безобразный случай не был выявлен.
    Вся организация и контроль за работой экипажа Гуляева были возложены на малоопытного командира звена Емельянова, который сам, пользуясь бесконтрольностью командиров, под видом необходимости доставки пилота Гуляева в аэропорт МВЛ Яранск для тренировки ночью, прилетел в Шапту к своим родственникам. При этом письменного задания на полет для доставки Гуляева на тренировку Емельянов не имел, переправив для этой цели ранее выданное задание на проверку оперативных точек. Как установлено комиссией, тренировка ночью в воскресенье не вызывалась необходимостью и ограничивалась недостатком времени для ее подготовки. Руководителя полетов для проведения данной тренировки назначено не было.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы явились хулиганские действия в полете пилота Гуляева.
    Главными причинами катастрофы являются низкая дисциплина пилота Гуляева, выразившаяся в распитии спиртных напитков, в самовольном вылете и выполнении полета с недозволенными эволюциями, а также низкая дисциплина командира звена Емельянова, организовавшего распитие спиртного с подчиненным пилотом при выполнении летного задания, а также укрывательство этого пилота в ранее совершенной попытке к самовольному вылету.
    Сопутствующая причина: неудовлетворительная организация летной работы и отсутствие должного контроля за полетами экипажей, находящихся в отрыве от базы, со стороны командования Кировского ОАО, 174 ЛО и авиаэскадрильи.
   
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.