Пилот 166 летного отряда Ашхабадского ОАО Серебрякин Б.Н. (здесь и далее фамилии изменены) весь 1966 год работал в районе Окарем - Камышалджар - Алтыкуи Красноводской области Туркменской ССР и обслуживал организации треста «Туркменбурнефть», налетав 552 часа, замечаний по работе не имел. В течение марта 1967 г. в районе его работы побывали 5 командиров (командир авиаэскадрильи, его заместитель по летной службе, командир звена, заместитель командира летного отряда по летной службе и и.о. командира авиазвена
15 марта Серебрякин после соответствующей подготовки в авиаэскадрилье и беседы с командиром 166 ЛО и командиром Ашхабадского ОАО был направлен на работу в отрыве от базы в район колодца Алтыкуи (400 км от места базирования подразделения). Зам. к-ра авиаэскадрильи по летной службе Егорычев И.А. на месте принял у Серебрякина технику пилотирования в производственных условиях, а 13 марта он же проводил тренировку пилота в аэродромных условиях в Ашхабаде.
19 марта Серебрякин и Егорычев перегнали вертолет в Ашхабад для больших регламентных работ.
21 марта Серебрякин вылетел с проверяющим, и.о. к-ра звена Архипенко на оперативную точку Алтыкуи, где вместе с ним с 21 по 25 марта производил полеты. В этом же районе работали еще 5 вертолетов Ми-1 и 2 вертолета Ми-4 с экипажами.
В день происшествия, 25 марта, Серебрякин по заявке заказчика вылетел из Алтыкуи в пос. Окарем для заправки вертолета горючим, чтобы затем выполнить полет из Алтыкуи в Небит-Даг для доставки работников экспедиции. Архипенко остался в Алтыкуи, чтобы затем следовать с Серебрякиным в Небит-Даг.
В 12:43 Серебрякин вылетел из Алтыкуи без загрузки. Посадка в Окареме произведена в 13:30. Заправка вертолета производилась пилотом без контроля со стороны техсостава, хотя он там присутствовал, но к вертолету никто не подходил.
В 14:00 Серебрякин без загрузки вылетел из Окарема и через 25 минут, по пути в Алтыкуи, произвел посадку в пос. Камышалджар, где базировались экипаж Ми-4 и две конторы треста «Туркменбурнефть». Экипажа Ми-4 на оперативной точке не было, они в это время работали в Небит-Даге, там оставался только техсостав.
В 16:25 пилот, взяв на борт двух пассажиров, вылетел в Алтыкуи. В пункт назначения вертолет не прибыл.
Организованными поисками он был обнаружен 26 марта на линии пути, на удалении 7 км южнее колодца Алтыкуи. Вертолет столкнулся с землей с небольшим креном под углом 20-25° по курсу полета. Пилот и пассажиры погибли.
Фактическая погода в районе полета в момент происшествия была: облачность 5-7 баллов высотой 600-1000 м, видимость более 10 км, ветер восточный 25-30 км/ч.
Комиссией установлено, что пилот без ведома заказчика, самовольно произвел посадку в н.п. Камышалджар, где по неизвестной причине пробыл два часа, затем взял двух неоформленных пассажиров и вылетел в Алтыкуи, где его ожидал Архипенко. Пассажирами были механик КРБ-3 Рыбаков Ф.П. и его сожительница, заведующая столовой.
Рыбаков был знаком Серебрякину по совместной работе по обслуживанию нефтяников. По работе Рыбаков характеризовался весьма отрицательно - систематически употреблял спиртные напитки, был нечестен по работе, дебоширил, часто появлялся на работе в нетрезвом виде, когда был выпивши, не терпел возражений, лез в драку, долго на одном месте не работал.
Судебно-медицинская экспертиза установила, что пилот Серебрякин в момент гибели был трезв. Рыбаков же находился в состоянии средней степени алкогольного опьянения.
Комиссия считает, что Серебрякин ждал представителей заказчика, чтобы подписать документы на ранее выполненные полеты. Не дождавшись, пилот по просьбе Рыбакова, без задания заказчика, взял его и его сожительницу с целью приобретения ими вещей в магазине в Алтыкуи. Очевидцы показали, что Рыбаков в это время находился в нетрезвом состоянии. По найденным на месте происшествия осколкам стекла от бутылок, стаканов, а также тарелок с закуской комиссия предполагает, что Рыбаков мог воспользоваться всем этим в полете и в состоянии алкогольного опьянения, возможно, помешать пилоту управлять вертолетом.
|