Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Узбекского УГА в Ромитанском районе Бухарской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 декабря 1966 г.
Время:  12:36
Страна:  СССР
Место происшествия:  Узбекская ССР, Бухарская область, Ромитанский р-н, 30 км юго-восточнее Кызылравата
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-35265
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское УГА, Сергелийский ОАО
 


Описание
    Экипаж 164 летного отряда Сергелийского ОАО (КВС Петухов А.И., второй пилот Давыденко А.К, бортмеханик Ножкин Н.М., здесь и далее фамилии изменены) выполнял полеты по обслуживанию Кызылраватской нефтегазразведки с места базирования экспедиции в пос. Кызылрават, согласно заключенного договора.
    14 декабря 1966 г. экипаж по указанию командира летного отряда перегонял вертолет на базу отряда в а/п Сергели для смены двигателя. Накануне, 13 декабря, экипаж выполнил полет по заявке заказчика в Бухару, где из-за недостатка светлого времени остался ночевать. 14 декабря в 09:49 местного времени экипаж вылетел из Бухары в Кызылрават, где произвел посадку в 11:19. Оформив и подписав у заказчика акты о выполненной работе, экипаж погрузил в грузовую кабину вертолета свои личные вещи и техническое имущество, посадил работавших по обслуживанию вертолета на оперативной точке авиамехаников Карпенко и Астафьева и по заявке заказчика взял начальника нефтеразведки Сулейманова, секретаря парторганизации нефтеразведки Широнбаева и его сына - тракториста совхоза «Кызылрават» Янбаева (с целью доставки последнего на обследование в больницу в н.п. Дарган-Ата), а также шофера автобазы №4 Михайлова и его жену, уборщицу автобазы №4 Барсукову, для их доставки в Газли.
    Произведя взлет в Кызылравате в 12:05, экипаж в 12:09 произвел посадку на временном вертодроме Дарган-Ата (на противоположном берегу р. Амударья) около райбольницы, где высадил Сулейманова, Широнбаева и его 17-ти летнего сына. Произведя взлет в 12:10, экипаж перелетел на временный вертодром около заправочной (посадка в 12:14). Выключив трансмиссию и двигатель, экипаж загрузил 4 мешка цемента (200 кг), запустил и включил двигатель и трансмиссию, в 12:20 произвел взлет и взял курс на Газли. Загрузка и центровка соответствовали норме.
    Прогноз погоды по маршруту предусматривал: облачность 3-7 баллов верхняя, средняя 3 балла, кучевая, высотой 1500-2000 м, без осадков, ветер 240-270° 10-20 км/ч, видимость 4-10 км.
    Фактическая погода по трассе и пункту взлета была: облачность 3-4 балла верхняя, видимость 10 км, ветер западный, слабый.
    Через 15 минут полета, на высоте 200 м, в момент установления радиосвязи по УКВ и РСБ с а/п Бухара, в грузовой кабине возник пожар. Пламя направленной струей из грузовой кабины заполняло пилотскую кабину и мешало управлять вертолетом. Под действием огня вылетело правое лобовое стекло пилотской кабины, резиновая заглушка блистера и сами блистера. В это время бортмеханик Ножкин, стоявший в полете на лестнице между грузовой и пилотской кабинами, опустился с лестницы вовнутрь грузовой кабины. Командир вертолета Петухов, не меняя направления полета, сбросил «шаг-газ» и перевел вертолет на авторотацию. Снизившись до высоты 5-7 м над вершиной бархана, он взятием ручки циклического шага на себя изменил угол тангажа и для уменьшения вертикальной скорости взял ручку «шаг-газ» вверх, а также подал команду второму пилоту Давыденко покидать вертолет и помог ему выпрыгнуть в левую дверь пилотской кабины.
    Горящий вертолет с работающим двигателем, с поступательной скоростью 15-20 км/ч приземлился на вершину бархана основными колесами шасси и ввиду неровной местности впереди и наличия поступательной скорости свалился в ложбину между барханами глубиной 10-15 м, упал на левый борт, разрушился и сгорел в 50 м от места первого касания земли. Командир вертолета после его остановки покинул пилотскую кабину.
    Авиамеханик Карпенко, шофер Михайлов и бортмеханик Ножкин выпрыгнули из горящего вертолета в воздухе и при падении погибли (тело Михайлова обнаружено в 650 м, Карпенко в 600 м, Ножкина в 200 м от фюзеляжа вертолета по направлению полета). Авиамеханик Астафьев и пассажирка Барсукова остались на борту и сгорели. Правое лобовое стекло пилотской кабины и осколки блистеров обнаружены в 850 м от фюзеляжа вертолета по направлению полета.
    Катастрофа произошла в 12:36 местного времени в пустынной местности в 30 км с МК=110° от пос. Кызылрават Ромитанского района Бухарской области.
    Получившие тяжелые ожоги командир вертолета Петухов и второй пилот Давыденко после происшествия пешком дошли до кишлака Гугуртли, где командир вертолета передал с местным шофером записку для начальника экспедиции Сулейманова с информацией о случившемся. Получив записку, Сулейманов ночью приехал в Гугуртли. Пострадавшие на следующий день вывезены вертолетом Ми-4 №35227 в а/п Бухара и доставлены в местную больницу.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 4 4
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-35265
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 17.06.1964
Заводской номер ВС 10161
Наработка ВС (часы) 1390
Наработка ВС (циклы) 2816
Силовая установка 93262238


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское УГА, Сергелийский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что при подготовке к вылету из Кызылравата на борт было погружено два дополнительных топливных бака - один полный, другой с 40-50 литрами бензина. Этот бак был установлен поперек грузовой кабины возле радиостанции. Перед взлетом командир вертолета дал указание снять полный бензобак с борта. Оставшийся на борту бак был поставлен в неположенном месте, без крепления и вывода дренажа за борт, в нарушение НИАС ГА-60, §45.
    При осмотре места происшествия комиссией обнаружено около 2 кг карбида кальция, находившегося в передней части грузовой кабины в металлическом наконечнике рукава наземного подогревателя ПП-85. Карбид кальция при действии на него водой разлагается с выделением тепла, которое при небольших количествах последней может привести к воспламенению или взрыву выделяющегося при этой реакции ацетилена. Кто и с какой целью взял карбид на борт вертолета, комиссии установить не удалось.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явился пожар в грузовой кабине вертолета в воздухе. Точную причину возникновения пожара установить не удалось. Наиболее вероятной причиной пожара является воспламенение ацетилена и паров бензина в грузовой кабине вертолета.
    Воспламенение паров могло произойти:
    1) от обычной работы радиооборудования, не рассчитанного на работу во взрывоопасной среде;
    2) от искры в результате трения стальных полос ложемента незакрепленного бензобака о замки пола типа «Дзус»;
    3) от источника открытого огня (спички, курение);
    4) насыщение парами ацетилена и бензина могло произойти из-за наличия на борту карбида кальция в открытом состоянии и отсутствии вывода дренажа дополнительного бензобака за борт вертолета.
    Комиссия также установила, что выполнение отдельных полетов на Ми-4 с двумя дополнительными баками является устоявшейся практикой в 164 ЛО. Также установлено, что командир вертолета произвел непредусмотренную заданием на полет посадку для погрузки цемента для своих личных целей.
   
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.