|
|
|
Катастрофа Ми-4 Восточно-Сибирского УГА в н.п. Катунь |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 30 ноября 1967 г.
Время: 13:20
Страна: СССР
Место происшествия: Бурятская АССР, Баргузинский район, село Катунь
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: СССР-35291
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Восточно-Сибирское УГА, Улан-Удэнский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
20 ноября 1967 г экипаж 183 летного отряда был направлен в а/п Усть-Баргузин для выполнения транспортно-связных полетов по завозу грузов и вывозу рыбы для Усть-Баргузинского рыбокомбината.
30 ноября, после подготовки к полету, экипаж в 03:58 мск вылетел из а/п Усть-Баргузин в н.п. Катунь (29 км севернее а/п Усть-Баргузин) с 6-ю пассажирами на борту.
Долетев до н.п. Катунь, экипаж, сделав 2-3 круга и не производя посадку из-за свежевыпавшего снега и ухудшенной видимости от идущего снегопада, возвратился в а/п Усть-Баргузин (посадка в 04:45).
Изучив и оценив метеообстановку и имея санзадание в н.п. Давша, экипаж произвел подготовку к полету на Давшу. Но, имея заявку на полет от рыбокомбината на Катунь, командир вертолета решил произвести попутную посадку в Катуни и высадить там 5 пассажиров. Он по телефону связался с директором рыбокомбината и попросил его организовать подготовку посадочной площадки к приему вертолета, но тот ответил, что сегодня подготовить площадку не получится.
Взлет произведен в 07:55 мск. На борту находились 5 неоформленных пассажиров до Катуни и врач, вылетевший по санзаданию до Давши. Полетный вес составлял 7080 кг, центровка не выходила за установленные нормы.
Фактическая погода в момент вылета была: облачность 10/7 средняя, кучево-дождевая высотой 600 м, снег, видимость 5 км, ветер 100° 6 м/с, температура -15°С.
После взлета вертолет правым разворотом вышел на курс следования на Катунь. Через 20 минут полета вертолет прибыл в Катунь, где сделал два круга для определения условий посадки и стал заходить на посадку с МК=320°.
После захода на посадку экипаж произвел зависание над посадочной площадкой на высоте 1-2 м с энергичным приземлением, так как вертолет настигал снежный вихрь от поднятого работающими винтами свежевыпавшего снега. При приземлении левое колесо шасси попало в яму. Вертолет начал крениться влево и командир вертолета был вынужден отделить его от земли для перемещения на более ровную поверхность. При увеличении «шаг-газа» до взлетного режима снежный вихрь был поднят еще сильнее. В создавшейся обстановке командир вертолета потерял из поля зрения земные ориентиры и, не имея убеждения в возможности висения вертолета вне зоны влияния «воздушной подушки», принял решение произвести взлет с постепенным набором высоты, разгоном скорости и уходом влево.
При разгоне вертолета в сильной снежной пыли вертолет столкнулся несущим винтом и правым бортом с жилым бараком, стоящим на удалении 57 м от посадочной площадки. При столкновении вертолет развернулся вправо, упал на левый борт и загорелся. Подоспевшие жители поселка очаг пожара ликвидировали. Экипаж погиб, 6 пассажиров получили ушибы и ранения. Деревянный барак обрушился. На земле никто не пострадал. Катастрофа произошла в 08:20 мск (13:20 местного времени).
При осмотре вертолета обнаружено, что пожарный кран закрыт, зажигание выключено, рычаг ручки управления топливным насосом НВ-82В в положении «выключено».
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
6 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-35291 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
24.08.1964 |
Заводской номер ВС |
03165 |
Наработка ВС (часы) |
1823 |
Наработка ВС (циклы) |
2657 |
Силовая установка |
Б9347021 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Восточно-Сибирское УГА, Улан-Удэнский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Усть-Баргузин |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Усть-Баргузин |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
При расследовании установлено:
- посадочные площадки в районе полетов вертолета на побережье Байкала никем не готовились. Накануне летного происшествия в этом районе прошли обильные снегопады. Посадочная площадка Катунь не была подготовлена, хотя КВС при первом вылете посадку не произвел из-за свежевыпавшего снега, а затем по телефону просил директора комбината подготовить площадку (но ввиду поздней радиосвязи с этим поселком отказался ждать ее подготовки);
- при подготовке к полету экипаж должной предполетной подготовки не провел, полетный вес по номограмме «для висения» вне зоны влияния «воздушной подушки» не определил. К моменту посадки посадочный вес превышал максимальный на 120 кг. Перед вылетом экипаж, зная о предстоящей посадке на площадку со свежевыпавшим снегом, контрольное висение вертолета для определения возможности висения вне зоны влияния «воздушной подушки» не проводил;
- диспетчер а/п Усть-Баргузин разрешил выполнение полета на неподготовленные площадки и, формально подписав и выдав диспетчерское разрешение на Давшу, выпустил экипаж на Катунь.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главными причинами катастрофы явились поднятый снежный вихрь от свежевыпавшего снега и неправильно принятое решение командиром вертолета производить взлет с постепенным набором высоты, разгоном скорости и отворотом влево вне видимости земных ориентиров.
Другие причины:
1) Нарушение методики выполнения посадки при свежевыпавшем снеге, указанной в РЛЭ Ми-4;
2) Плохая подготовка экипажа к полету в данных условиях;
3) Отсутствие контроля и руководства полетом со стороны диспетчера а/п Усть-Баргузин;
4) Нарушение правил перевозок и отсутствие всякого контроля за перевозками грузов и пассажиров на вертолете в а/п Усть-Баргузин;
5) Неудовлетворительная организация полетов экипажа вертолета в Улан-Удэнском ОАО.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|