Пилоты 68 летного отряда Давыдов В.К. и Ильин Л.Я. (здесь и далее все фамилии изменены) выполняли внерейсовые полеты по перевозке пассажиров из а/п Березник.
Накануне дня происшествия, 13 января, пилот Давыдов налетал 4 часа 50 минут, вечером ходил в баню, а затем вместе с пилотом Ильиным смотрел кинофильм в клубе. По заявлению Ильина, после просмотра фильма они вернулись в общежитие, занимались оформлением полетной документации и легли спать около 0:00.
14 января Давыдов и Ильин прибыли в 08:00 в а/п Березник для выполнения полетов по маршруту Березник - Рочегда - Заостровье - Борок - Березник. Давыдов консультации на АМСГ, как это сделал Ильин, не получил, а ознакомился с прогнозом погоды только у диспетчера. Прогноз погоды предусматривал: облачность 10 баллов слоисто-дождевая, разорванно-дождевая 200-300 м, снег, видимость 4-10 км, в снеге 1000-2000 м, в облаках обледенение. Ильин, как старший, заявил диспетчеру Кириченко Е.В., что при таком прогнозе выполнять полеты с пассажирами не желательно и попросил его уточнить прогноз по видимости, а также получить фактическую погоду с площадок.
По требованию диспетчера, синоптик уточнил выданный прогноз погоды, что наличие указанной в нем видимости 1000-2000 м предполагается только местами. После получения благоприятной фактической погоды с аэродромов посадки Ильин и Давыдов приняли решение на вылет, а Кириченко выдал им диспетчерское разрешение.
Первым в 09:00 вылетел Ильин, как старший и более опытный пилот. При полете он сообщал диспетчеру фактическую погоду по трассе. Минимальную видимость до 3 км он наблюдал только в районе н.п. Борок.
В 09:20 вылетел Давыдов, имея трех пассажиров до Заостровья. Через 30 минут полета он произвел посадку в Заостровье, высадил трех пассажиров, взял одного пассажира и 10 кг почты до Березника. После этого Давыдов вылетел в Борок, где произвел посадку в 10:15 и взял еще двух пассажиров.
В 10:20 он произвел взлет с МК=320° для следования в Березник. При этом на площадке Борок была следующая фактическая погода: облачность 10 баллов слоисто-дождевая, разорванно-дождевая высотой 270 м, снег, видимость 2 км, ветер 120° 4 м/с.
Отход от аэродрома был выполнен на высоте 100-150 м с некоторым уклонением влево от установленного маршрута, в результате чего пилот вышел на широкую заснеженную пойму реки Северная Двина при наличии в данном районе снегопада и его кратковременного усиления с уменьшением видимости менее 2 км. Оказавшись в сложных условиях и пытаясь развернуться на 180°, пилот потерял пространственное положение и с глубоким левым креном и большим углом снижения, с работающим двигателем ударился левой плоскостью, а затем редуктором мотора о ледовую поверхность реки. Самолет разрушился и сгорел. Пилот и 3 пассажира (девушки - учащиеся ПТУ) погибли. Катастрофа произошла в 10:23 в 2,5 км северо-восточнее деревни Филинская Виноградовского р-на.
Комиссия установила, что Давыдов окончил Сасовское ЛУ ГА в июне 1966 г. и после прохождения программы ввода в строй приступил к полетам с июля 1966 г. После налета 100 часов, в марте 1967 г. ему предоставлено право перевозки пассажиров при метеоминимуме 300х3000 м. Летом 1967 г. Давыдов выполнял лесопатрульные работы и потом ушел в отпуск. По выходу из отпуска он был обучен на Як-12А, который, в отличие от Як-12М, более сложен в управлении и требует от пилота определенного опыта и повышенного внимания. После обучения, вопреки здравому смыслу, командир эскадрильи в декабре 1967 г. преждевременно направил молодого пилота на оперативную точку Березник для выполнения полетов с пассажирами в зимний период при метеоминимуме 300х3000 м. После провозки с командиром звена самостоятельный налет Давыдова в декабре составил 6 часов 05 минут. Затем Давыдов был отпущен для встречи Нового Года.
3 января, после новогоднего отдыха, Давыдов вновь был направлен на оперативную точку Березник. При этом командование необоснованно понизило ему минимум до предельного значения при перевозке пассажиров (150х2000 м).
|