|
|
|
Авария Як-40 Якутского УГА в а/п Алдан |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 08 апреля 1978 г.
Время: 06:52
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Алдан
Тип ВС: Як-40
Регистрация ВС: CCCP-87911
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Якутское УГА, Алданский ОАО
Рейс: 401
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж Алданского ОАО выполнял почтово-пассажирский рейс №401 Алдан - Якутск. Полетный вес и центровка не выходили за установленные пределы.
При выполнении взлета в а/п Алдан с МК=235° в 00:52 мск, в момент отрыва от ВПП на скорости 178 км/ч начал развиваться правый крен. При попытке экипажа парировать развитие крена полным отклонением элеронов и руля направления самолет не реагировал.
При крене 30° самолет коснулся правой плоскостью о покрытую снегом поверхность ВПП. В результате он развернулся вправо с потерей высоты, столкнулся со снежным бруствером высотой около 1,5 м с одновременным разворотом вправо на 380°, продвинулся на фюзеляже по поверхности аэродрома около 110 м и остановился на обочине РД №4 с курсом 216°. Члены экипажа получили ушибы, 12 пассажиров невредимы. Самолет частично разрушен. Повреждены все три опоры шасси, фюзеляж, плоскости, разрушены корневые закрылки.
Фактическая погода в момент АП: облачность высотой 100 м, туман, видимость 1000 м.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
0 |
Пассажиры |
12 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Як-40 |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-87911 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1977 |
Заводской номер ВС |
9731854 |
Наработка ВС (часы) |
422 |
Наработка ВС (циклы) |
301 |
Силовая установка |
Н5712133 Н5722086 Н5722085 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
401 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Якутское УГА, Алданский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Алдан |
Пункт назначения |
Якутск |
Начальный пункт маршрута |
Алдан |
Конечный пункт маршрута |
Якутск |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Комиссия пришла к заключению, что сваливание самолета произошло в результате возникновения срыва обтекания на правом крыле, причинами которого могут быть не вскрытые комиссией особенности поведения самолета на малых скоростях. Причин
Причин к сваливанию по состоянию авиационной техники и действиям экипажа не выявлено.
Для определения истинных причин аварии самолета, учитывая тот факт, что сваливание самолета Як-40 №87911 после отрыва на взлете является не единичным случаем и что при проведении госиспытаний самолета Як-40 не предусматривалась проверка поперечной управляемости на повышенных углах атаки, комиссия считает необходимым провести летные испытания с целью установления допустимых углов атаки во всех конфигурациях, в том числе вблизи земли, с учетом сохранения приемлемых характеристик поперечной управляемости как с «чистым» крылом, так и с имитатором льда, а также провести продувки модели Як-40 с целью оценки влияния земли на аэродинамические характеристики.
В Приказе МГА №020 от 11.09.78 г. указывается, что причиной авиационного происшествия явилось самопроизвольное сваливание самолета в правый крен после отрыва вблизи земли.
Наиболее вероятными причинами сваливания могли быть:
- неудовлетворительные срывные характеристики конкретного самолета (лед, иней, снег на крыле) или нарушение нивелировочных характеристик крыла;
- неудовлетворительные срывные характеристики самолета Як-40 вблизи земли на допустимых в эксплуатации режимах полета.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
В РЛЭ были внесены изменения - скорость отрыва (V2) была увеличена на 5 км/ч. |
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|