|
|
|
Катастрофа Ми-1 Северо-Кавказского УГА в Гурьевской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 19 мая 1971 г.
Время: 11:30
Страна: СССР
Место происшествия: Казахская ССР, Гурьевская область, 10 км северо-западнее Айбаса
Тип ВС: Ми-1
Регистрация ВС: СССР-17890
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Северо-Кавказское УГА, Грозненский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
7 мая командир вертолета Купало (здесь и далее все фамилии изменены) по заданию командира 82 ЛО Дмитриева прибыл на оперативную точку Айбас Гурьевской области Казахской ССР с целью выполнения полетов по обслуживанию противочумной станции (ПЧС) совместно с пилотом того же летного отряда Крыковским, ранее прибывшим на оперативную точку для выполнения аналогичного задания.
В день происшествия Купало по заданию начальника ПЧС вылетел для поисков ранее вылетевшего Крыковского, который по истечении расчетного времени не вернулся на оперативную точку. Через 3,5 часа после взлета вертолет Ми-1 №17890 КВС Купало обнаружен работниками ПЧС и пилотом Крыковским потерпевшим катастрофу в 10 км северо-западнее Айбаса. КВС и двое находившихся на борту авиатехников погибли.
Комиссией установлено, что накануне, 18 мая, работниками ПЧС в помещении столовой было организовано празднование дней рождения двух работниц ПЧС. Там присутствовали оба пилота и члены их экипажей. Хотя судебно-медицинская экспертиза не обнаружила в организме КВС Купало содержания алкоголя, учитывая личную характеристику этого пилота, комиссия не исключает употребление им спиртных напитков и нарушение предполетного отдыха.
Утром 19 мая первым на вертолете Ми-1 №40488 вылетел КВС Крыковский. Экипаж Купало продолжал отдыхать. Крыковский, в нарушение требований НПП ГА-66 и РЛЭ Ми-1, халатно отнесся к расчету потребного количества бензина для выполнения задания. В результате, не долетая до базы 10 км, он произвел вынужденную посадку при остатке бензина около 20 литров.
Получив задание по розыску, Купало погрузил на борт баллон со сжатым воздухом и в 11:20 произвел взлет с оперативной точки. После взлета и набора высоты 100-150 м Купало, по показаниям очевидцев и пилота Крыковского, находившегося в 10 км от места взлета, выполнил левый вираж с креном около 15°. Увидев вылетевший вертолет, Крыковский, используя бортовую радиостанцию, вышел с ним на связь и стал наводить его на себя. В процессе радиообмена Крыковский увидел резкое снижение вертолета Купало с правым креном около 20°. Крыковский дважды предупредил Купало о резком снижении, но ответа не получил, так как не отпустил кнопку радиопередатчика. В 11:30, не прекращая снижения, вертолет Купало с правым креном около 30-35°, с углом тангажа около 2°, на скорости 100-120 км/ч столкнулся с землей, разрушился и сгорел. Первое касание земли произошло лопастями несущего винта с последующим ударом о бархан правой фермой шасси и нижней частью фюзеляжа. Оторвав правую стойку шасси, вертолет отделился от земли, пролетел, разрушаясь, 35 м, развернулся на 160°, остановился примерно в 50 м от места первого касания земли и загорелся.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
2 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-1 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-17890 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
19.12.1962 |
Заводской номер ВС |
302033 |
Наработка ВС (часы) |
3261 |
Наработка ВС (циклы) |
7250 |
Силовая установка |
633167 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Поисково-спасательный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Северо-Кавказское УГА, Грозненский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
При осмотре деталей вертолета членами комиссии была обнаружена деформация колпака гайки и крышек демпферов несущего винта, а в 25 м от места падения вертолета найден посторонний металлический предмет, который является стабилизатором ракеты класса «земля-воздух», имеющий также свежие следы соприкосновения с металлическими предметами.
Исследование в лаборатории охраны общественного порядка Астраханской области подтвердили взаимное соприкосновение стабилизатора ракеты и деталей несущего винта вертолета друг с другом. По заключению УВД, стабилизатор ракеты столкнулся со втулкой несущего винта в воздухе, был отброшен ею по направлению полета вертолета и попал в пилота. Характер движения вертолета по земле в момент разрушения и местонахождение стабилизатора ракеты исключают возможность их столкновения на земле и являются ничем иным, как их столкновением в воздухе. В момент окончания разрушения вертолета на земле при развороте на 160-170° стабилизатор ракеты был выброшен из кабины вертолета.
В заключении судебно-медицинской экспертизы указывается, что каких-либо металлических осколков в полости черепа и в мягких тканях головы пилота Купало при исследовании не обнаружено. Причиной смерти пилота являются многочисленные несовместимые с жизнью травмы, характерные для авиакатастрофы, полученные при ударе о землю и элементы конструкции вертолета. В то же время, не исключается возможность причинения повреждений головы и каким-то инородным предметом.
На запрос комиссии из министерства обороны СССР пришел ответ, что в указанное время в данном районе полетов военных самолетов и ракетных стрельб не проводилось.
Позже стабилизатор ракеты и предположительно имеющие следы столкновения с ним детали вертолета были направлены на исследование в ГосНИИ ГА, который сделал следующее заключение:
Сравнительный анализ повреждений колпака гайки и крышек демпферов №2 и 3 втулки несущего винта вертолета с конфигурацией и повреждениями стабилизатора ракеты, а также сравнительный анализ лакокрасочного покрытия, взятого с деталей вертолета в местах их повреждений, и со стабилизатора ракеты, не подтверждают вывод экспертов УВД Астраханского облисполкома о том, что повреждения, имеющиеся на исследованных деталях, нанесены данным стабилизатором ракеты.
На основании этого комиссия изменила первоначальное заключение о столкновении несущей системы вертолета со стабилизатором ракеты в воздухе.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Выводы комиссии:
Предположительной причиной катастрофы является то, что пилот Купало, выполняя полет на высоте 100-150 м и сосредоточив свое внимание на поисках вертолета Крыковского, обнаружить который из-за сильной камуфляжности местности по цвету, подобной цвету вертолета, было очень трудно, отвлек свое внимание от пилотирования вертолетом. В результате этого вертолет потерял скорость, стал снижаться с вертикальной скоростью более 3 м/с с последующим попаданием в режим «вихревого кольца» и, как следствие, частично потерял управляемость. Пытаясь вывести вертолет из режима «вихревого кольца», Купало увеличил поступательную скорость до 100-120 км/ч, но из-за недостатка высоты вертолет столкнулся с землей и потерпел катастрофу.
Заключение: наиболее вероятной причиной катастрофы явилось попадание вертолета в режим «вихревого кольца» на малой высоте полета.
Способствующая причина: неудовлетворительный уровень организации полетов на оперативной точке и отсутствие должного контроля со стороны командования Грозненского ОАО.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|