Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Северо-Кавказского УГА в районе Кубанских плавней
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 мая 1972 г.
Время:  06:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, лиман Западный
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-20095
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское УГА, 2-й Краснодарский ОАО
 


Описание
    Пилот 265 летного отряда 2-го Краснодарского ОАО Хорьков (здесь и далее все фамилии изменены) и авиатехник Глазьев с 25 апреля выставлены на оперативную точку Славянск-на-Кубани по договору с передвижной механизированной колонной №19 (ПМК-19), производящей работы по мелиорации Кубанских плавней. Экипаж должен был выполнять транспортно-связные полеты по доставке рабочих смен на строящиеся объекты насосных станций, а также осуществлять перевозку различного оборудования.
    Накануне дня происшествия экипаж договорился с сотрудником ПМК-19 Веремеевым, что вечером отвезет его на лиман Западный для рыбалки и заберет обратно утром 13 мая. Доставив Веремеева на место рыбалки, КВС улетел на оперативный пункт Красноармейская для дозаправки. В это же время на Красноармейскую прибыл вновь назначенный командир звена Павленко. Пилот Хорьков доложил ему, что рано утром необходимо вывезти рабочих с объектов, в связи с чем он решил ночевать на насосной станции №4 (5 км южнее ст. Гривенская Калининского р-на). Тем самым Хорьков обманул командира звена, поскольку фактически начальник ПМК-19 дал ему задание на 09:00 13 мая по доставке комиссии из Славянска-на-Кубани на строящиеся объекты. Мотивируя необходимостью раннего вылета, Хорьков предложил Павленко убыть вместе с экипажем на насосную станцию №4. Не разобравшись с особенностями организации выполнения полетов по обслуживанию ПМК-19 и проявив полнейшую беспринципность, вместо пресечения ночевки, не связанной с выполнением задания, командир звена согласился вылететь с экипажем на насосную станцию.
    В 19:47 пилот Хорьков с авиатехником Глазьевым и командиром звена Павленко прибыли на насосную станцию №4. В 21:00 все трое были приглашены на празднование дня рождения буфетчицы насосной станции, которое сопровождалось употреблением спиртных напитков. Однако все участники ужина утверждают, что Хорьков спиртных напитков не употреблял. После окончания застолья около 23 часов Павленко и Глазьев остались в вагончике ночевать, а Хорьков с буфетчицей убыл в вертолет, где оставался с ней до утра. Пребывание Хорькова в вертолете сопровождалось употреблением им спиртных напитков, что подтверждается судебно-медицинской экспертизой.
    Около 6 часов утра КВС и авиатехник без разрешения командира звена, который спал в вагончике, произвели взлет и направились в сторону лимана Западный (22 км северо-западнее насосной станции). Прибыв в район лимана около 06:20, КВС встретил погоду хуже своего минимума, но своевременного решения на возврат не принял. В дальнейшем, выполняя полет над озером в целях обнаружения Веремеева, пилот снизился ниже безопасной высоты и попал в туман. В результате вертолет на скорости около 160-180 км/ч, с правым креном более 30°, с углом тангажа около 20-25° столкнулся с водной поверхностью лимана. После удара вертолет переместился на 40-50 м, опрокинулся на левый борт и на 2/3 погрузился в воду, опираясь на втулку несущего винта в дно озера. В результате возникшего пожара выступающая над водой правая сторона фюзеляжа обгорела. Пилот и авиатехник при ударе выброшены из вертолета и погибли. Находившийся недалеко от места падения Веремеев пытался на лодке добраться до вертолета, но из-за сильного тумана не смог его обнаружить. В дальнейшем он прибыл на насосную станцию №4 и сообщил о происшествии главному механику, который в 13:30 информировал командира звена Павленко.
    Эвакуация вертолета и погибших из-за сильно заболоченной местности осуществлялась вертолетом Ми-8. Разрушенный вертолет вывезен с места происшествия через 57 часов после АП.
    В крови КВС Хорькова обнаружено 2,7‰, в моче 2,92‰ алкоголя, что соответствует сильной степени алкогольного опьянения. В крови авиатехника Глазьева обнаружено незначительное количество алкоголя, в момент смерти он был трезв.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-20095
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 19.02.1969
Заводской номер ВС 520836
Наработка ВС (часы) 466
Наработка ВС (циклы) 3738
Силовая установка 371621132 371621163


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Нелегальный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское УГА, 2-й Краснодарский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явилось нарушение минимума погоды и невыдерживание безопасной высоты пилотом Хорьковым.
    Сопутствующие причины:
    - неудовлетворительный уровень организации полетов по обслуживанию ПМК-19;
    - слабая подготовка командиров звеньев по практике проведения организационной и воспитательной работы в экипажах;
    - фактическая погода, не соответствующая прогнозу в зоне №6;
    - личная недисциплинированность пилота, выразившаяся в вылете в полет, не предусмотренный заданием;
    - необеспечение организации полетов на насосной станции №4 в соответствии с п. 9.1.7 НПП ГА-71 командиром звена Павленко.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.