Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Тюменского УГА в районе Салехарда
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  07 декабря 1971 г.
Время:  17:58
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ЯНАО, близ а/п Салехард
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-01837
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Тюменское УГА, Салехардский ОАО
 


Описание
    Экипаж 234 летного отряда выполнял самостоятельный тренировочный ночной полет по маршруту (задача №28 упражнение №5 программ подготовки, введенных приказом МГА №177-64 г.).
    Прогноз погоды по маршруту и району аэродрома Салехард в радиусе 50 км предусматривал: облачность 5-10 баллов средняя, верхняя граница 3-4 км, видимость 4-6 км, дымка, ветер 220° 4-7 м/с.
    Полет выполнялся на высоте 900 м и продолжался 1 час 10 минут. При подходе к аэродрому и занятии высоты 400 м по команде диспетчера, экипаж запросил разрешение выполнить заход на посадку по ОСП с МКп=298°.
    Фактическая погода на аэродроме за 15:55 мск (17:55 местного времени) была: облачность 10/4, средняя, слоистая, высота 150 м по прибору, видимость 13 км, ветер 180° 2 м/с, давление 754 мм рт.ст., температура -15°С.
    В процессе захода на посадку по ОСП экипаж доложил о выполнении пролета траверза 3-го разворота на высоте 400 м и пролетел ДПРМ на высоте 200 м. На запрос диспетчера в этом момент о видимости, ответ последовал положительный. После 2 минут 14 секунд полета от ДПРМ экипаж доложил: «Выполняю повторный заход». По мнению комиссии, причиной ухода на второй круг могло послужить нахождение на ВПП на исполнительном старте с МК=298° самолета Ли-2.
    По показаниям техника-наблюдателя, находившегося на торце ВПП, вертолет наблюдался над БПРМ и из будки наблюдателем по звуку был определен пролет им торца ВПП, после чего звук вертолета стал удаляться. На последующие запросы диспетчера о местонахождении от экипажа последовал ответ: «Отвечаю». На дальнейшие запросы диспетчера о местонахождении ответа не последовало. Диспетчер увидел зарево пожара в районе БПРМ. Взлетевший через 5 минут после прекращения связи самолет Ан-2 обнаружил вертолет, горящий на земле в редколесье, на удалении 1100 м правее БПРМ. Вертолет падал практически вертикально и столкнулся с землей под углом 85°. Катастрофа произошла в 17:58 местного времени.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета уход на второй круг
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-01837
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 24.03.1967
Заводской номер ВС 12186
Наработка ВС (часы) 3512
Наработка ВС (циклы) 5758
Силовая установка Б92461750


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Тюменское УГА, Салехардский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Салехард
Пункт назначения Салехард
Начальный пункт маршрута Салехард
Конечный пункт маршрута Салехард


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: в связи с полным разрушением и сгоранием вертолета, гибелью экипажа установить истинную причину катастрофы не удалось.
    Наиболее вероятными причинами катастрофы могли быть:
    - потеря пространственного положения экипажем;
    - отказ в системе управления вертолетом.
    Для проверки последней вероятной причины в ГосНИИ Га проведены исследования гидроусилителей рулевого управления вертолетом. По заключению ГосНИИ ГА, по имеющимся материалам нельзя сделать вывод, явились ли гидроусилители причиной летного происшествия.
    Заключение Главной инспекции МГА СССР: при заходе на посадку по ОСП после пролета ДПРМ вертолет вышел на высоте около 150 м в слоистую облачность. Экипаж в данных условиях с техникой пилотирования не справился и потерял пространственное положение, что и привело к летному происшествию.
    Этому способствовало:
    - выпуск в полет неподготовленного экипажа для данных метеоусловий;
    - неудовлетворительная организация УВД в Салехардском ОАО;
    - бесконтрольность командного состава за выполнением экипажем первого самостоятельного полета ночью.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.