|
|
|
Катастрофа Ми-4 Тюменского УГА в районе Салехарда |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 07 декабря 1971 г.
Время: 17:58
Страна: СССР
Место происшествия: Тюменская область, ЯНАО, близ а/п Салехард
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: СССР-01837
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Тюменское УГА, Салехардский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 234 летного отряда выполнял самостоятельный тренировочный ночной полет по маршруту (задача №28 упражнение №5 программ подготовки, введенных приказом МГА №177-64 г.).
Прогноз погоды по маршруту и району аэродрома Салехард в радиусе 50 км предусматривал: облачность 5-10 баллов средняя, верхняя граница 3-4 км, видимость 4-6 км, дымка, ветер 220° 4-7 м/с.
Полет выполнялся на высоте 900 м и продолжался 1 час 10 минут. При подходе к аэродрому и занятии высоты 400 м по команде диспетчера, экипаж запросил разрешение выполнить заход на посадку по ОСП с МКп=298°.
Фактическая погода на аэродроме за 15:55 мск (17:55 местного времени) была: облачность 10/4, средняя, слоистая, высота 150 м по прибору, видимость 13 км, ветер 180° 2 м/с, давление 754 мм рт.ст., температура -15°С.
В процессе захода на посадку по ОСП экипаж доложил о выполнении пролета траверза 3-го разворота на высоте 400 м и пролетел ДПРМ на высоте 200 м. На запрос диспетчера в этом момент о видимости, ответ последовал положительный. После 2 минут 14 секунд полета от ДПРМ экипаж доложил: «Выполняю повторный заход». По мнению комиссии, причиной ухода на второй круг могло послужить нахождение на ВПП на исполнительном старте с МК=298° самолета Ли-2.
По показаниям техника-наблюдателя, находившегося на торце ВПП, вертолет наблюдался над БПРМ и из будки наблюдателем по звуку был определен пролет им торца ВПП, после чего звук вертолета стал удаляться. На последующие запросы диспетчера о местонахождении от экипажа последовал ответ: «Отвечаю». На дальнейшие запросы диспетчера о местонахождении ответа не последовало. Диспетчер увидел зарево пожара в районе БПРМ. Взлетевший через 5 минут после прекращения связи самолет Ан-2 обнаружил вертолет, горящий на земле в редколесье, на удалении 1100 м правее БПРМ. Вертолет падал практически вертикально и столкнулся с землей под углом 85°. Катастрофа произошла в 17:58 местного времени.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
4 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
уход на второй круг |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-01837 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
24.03.1967 |
Заводской номер ВС |
12186 |
Наработка ВС (часы) |
3512 |
Наработка ВС (циклы) |
5758 |
Силовая установка |
Б92461750 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Тренировочный (учебно-тренировочный) |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Тюменское УГА, Салехардский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Салехард |
Пункт назначения |
Салехард |
Начальный пункт маршрута |
Салехард |
Конечный пункт маршрута |
Салехард |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: в связи с полным разрушением и сгоранием вертолета, гибелью экипажа установить истинную причину катастрофы не удалось.
Наиболее вероятными причинами катастрофы могли быть:
- потеря пространственного положения экипажем;
- отказ в системе управления вертолетом.
Для проверки последней вероятной причины в ГосНИИ Га проведены исследования гидроусилителей рулевого управления вертолетом. По заключению ГосНИИ ГА, по имеющимся материалам нельзя сделать вывод, явились ли гидроусилители причиной летного происшествия.
Заключение Главной инспекции МГА СССР: при заходе на посадку по ОСП после пролета ДПРМ вертолет вышел на высоте около 150 м в слоистую облачность. Экипаж в данных условиях с техникой пилотирования не справился и потерял пространственное положение, что и привело к летному происшествию.
Этому способствовало:
- выпуск в полет неподготовленного экипажа для данных метеоусловий;
- неудовлетворительная организация УВД в Салехардском ОАО;
- бесконтрольность командного состава за выполнением экипажем первого самостоятельного полета ночью.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|