Экипаж 164 летного отряда выполнял транспортно-связной полет для обслуживания заказчика - Мубарекского районного управления магистральных газопроводов (Управление «Мубарекгаз») для доставки продуктов питания по маршруту Карши - Келиф.
Прогноз погоды по маршруту с 12 до 18 часов предусматривал: южная периферия антициклона, облачность 1-4 балла разорванно-дождевая, разорванно-слоистая, 200-300 м, 3-7 баллов средняя 1000-1500 м от наивысшей точки, умеренная болтанка, дымка, видимость 6-10 км, горы открыты. Данный прогноз погоды соответствовал минимуму КВС по ПВП.
Взлет в а/п Карши произведен в 11:57 мск. Полет проходил по трассе газопровода, на безопасной высоте, в условиях фактической погоды, соответствовавшей прогнозу, за исключением ветра, отличавшегося от прогнозируемого по направлению (на 180°) и по скорости (50 км/ч вместо 10 км/ч).
Ввиду непосредственной близости госграницы от вертолетной площадки и, учитывая господствующие юго-западные ветра и горный рельеф местности, ИПП площадки предусматривает предварительный маневр отворотом влево с последующим правым доворотом для осмотра площадки и дальнейшей посадки против ветра. Учитывая вышеуказанное, при подлете к площадке, выполняя маневр отворотом влево для обхода возвышенности 447 м, экипаж внезапно встретил метеоусловия, обусловленные выносом снежных зарядов с территории Афганистана в район площадки, расположенной в сложном горном рельефе. В создавшейся обстановке КВС принял единственно правильное решение выйти из зоны осадков отворотом вправо в сторону понижения рельефа местности, однако, вследствие сильной турбулентности воздушных масс и интенсивного сноса, обусловленного местным орографическим ветром, энергично это сделать не смог, что привело к значительному увеличению радиуса разворота, сносу вертолета в сторону препятствий, не просматриваемых из-за крена вертолета и резкого ухудшения видимости, и последующему столкновению с ними в 12:50 мск. Столкновение с горой произошло с правым креном, с вертикальным броском вертолета вниз за счет нисходящего потока в зоне интенсивной турбулентности. Первоначально вертолет ударился о скальный карниз склона горы Кулапашар высотой 644 м на отметке 600 м передними амортстойками шасси и после их сноса, получив большой тормозной рывок, столкнулся носовой частью со склоном горы и разрушился. Разброс обломков на расстоянии 25-30 м в секторе 30° подтверждает наличие большой вертикальной составляющей, направленной вниз при столкновении. Экипаж предпринял в последний момент перед столкновением энергичные меры для парирования вертикального броска вниз. Вследствие возникновения пожара большая часть конструкции вертолета уничтожена. Экипаж погиб.
|