Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Украинского УГА близ Полтавы
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 апреля 1979 г.
Время:  12:25
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Полтавская область, Полтавский р-н, н.п. Трирогово, 13,5 км от а/п Полтава
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-14361
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское УГА, Заводской ОАО
 


Описание
    Пилот 252 летного отряда выполнял полет по обслуживанию Полтавского газопромыслового управления. Заданием на полет был предусмотрен маршрут Полтава - Супруновка - Балясное - Опошня. Однако из-за наличия прогноза погоды по району Опошни, не соответствующего минимуму пилота, руководитель полетов а/п Полтава разрешил полет только до Супруновки.
    Взлет в а/п Полтава на Супруновку (4 км от аэропорта) произведен в 12:02 мск. Взлет в Супруновке пилот доложил в 12:10. После получения корректива к прогнозу погоды, в нарушение требований нормативных документов переданного синоптиком АМСГ в устной форме, руководитель полетов разрешил пилоту следовать до Балясного. В 12:23 пилот доложил ложную информацию о посадке в н.п. Балясное. Свидетели показали, что пилот посадки не производил, а развернулся над н.п. Лозовка в сторону Полтавы. В 12:25 пилот передал ложную информацию, что заказчик от услуг вертолета отказался, хотя в Балясном вертолет посадки не производил и связи с заказчиком, ожидавшим вертолет в Опошне, не было. Комиссия считает, что наиболее вероятной причиной возврата стала встреча метеоусловий хуже минимума пилота или появление ненормальностей в работе матчасти вертолета. Больше связи с вертолетом не было.
    Аварийная ситуация на борту наступила в 12:25 при полете вертолета в обратном направлении, в 4 км от точки возврата, на установленной высоте полета 100 м. При этом вертолет перешел в резкое снижение с левым разворотом и столкнулся с землей на территории брошенной усадьбы на окраине н.п. Трирогово (13,5 км от а/п Полтава, 49°41’СШ, 34°20’ВД) с вертикальной скоростью 10 м/с и поступательной скоростью 60-80 км/ч. При этом вертолет имел положительный угол тангажа, характерный для посадки, и незначительный правый крен 3-5°. Ручка «шаг-газ» находилась в полностью верхнем положении. После удара вертолет, разрушаясь, продвинулся 20 м и загорелся. пилот погиб.
    Место посадки расположено в 150-200 м от точки начала снижения с высоты 100 м, что не позволяло произвести нормальную посадку ни по-вертолетному, ни по-самолетному, вследствие невозможности погасить поступательную скорость до безопасных пределов. Впереди и справа от площадки располагается глубокая пахота с уклонами, переходящими в крутой овраг с прудом и болотом в его пойме. Выбранная для посадки площадка располагается слева от линии полета и является непригодной для безопасной посадки - имеет уклон, покрыта кустарником и отдельными деревьями, в 30 м находится заброшенный дом. Для вписывания в траекторию с целью приземления в начале выбранной площадки пилоту необходимо было сбросить полностью «шаг-газ».
    Свидетели показали, что вертолет летел на высоте 100 м под облаками и хорошо просматривался с земли.
    Фактическая погода в районе полета была: высота облачности 200-300 м, местами 100-150 м, видимость 3-5 км, местами 1-3 км, тумана не было.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-14361
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 21.02.1977
Заводской номер ВС 525109027
Наработка ВС (часы) 1108
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 371651085 371653034


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское УГА, Заводской ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Полтава
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия обнаружила нехарактерные сферические вмятины на передней части законцовок обеих лопастей хвостового винта, на кромке атаки. Диаметр вмятин составлял 35 мм, глубина 17-25 мм. Круглые вмятины симметрично расположены одна к другой и возникли вследствие прямого удара лопастями о постороннее тело, имеющее свободу перемещения (птиц). Повреждение лопастей хвостового винта привело к возникновению сильной тряски, частичной потере путевой управляемости вертолета и необходимости произвести экстренную вынужденную посадку в условиях острого дефицита времени и непригодности для посадки пролетаемой местности. Погода в момент происшествия не благоприятствовала благополучному завершению полета.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной авиационного происшествия явилось повреждение лопастей хвостового винта в полете при столкновении с птицами, что привело к возникновению сильной тряски, частичной потере путевой управляемости вертолета и необходимости произвести экстренную вынужденную посадку в условиях острого дефицита времени и непригодной для посадки местности.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.