Экипаж отдельной авиаэскадрильи Бурундайского ОАО на самолете-лаборатории Ил-14 ЛИК-1 выполнял полеты по облету РТС а/п Ашхабад. Взлет в Ашхабаде произведен в 07:15 мск с МК=105° по заданию полета по схеме захода по кругу с посадкой в пункте вылета. Прогноз погоды в районе аэропорта с 07:00 по 16:00 предусматривал сложные метеоусловия: облачность 10 баллов слоисто-кучевая высотой 200-300 м, верхняя кромка 2-2,5 км, видимость 6-10 км, ветер 30-50° 3-6 м/с до высоты 1 700 м. Фактическая погода при взлете за 06:55 – облачность 7/4 балла слоисто-кучевая высотой 1 000 м, средняя, верхняя, видимость 20 км, ветер 170° 3 м/с, давление 747 мм рт.ст. После взлета экипаж левым разворотом с набором высоты до 400 м вышел на курс 295°. В 07:21 на удалении 19 км от аэропорта экипаж приступил к выходу на посадочный курс 105°. Следуя на высоте 600 м с курсом, обратным посадочному, на удалении 30 км от аэропорта самолет вошел в облака. Этим экипаж грубо нарушил правила визуальных полетов и условия облета РТС. Об изменении условий полета экипаж не доложил и продолжил полет в облаках. В 07:26 самолет находился на удалении 42 км от аэропорта на линии посадки с курсом, обратным посадочному. В 07:29 при достижении удаления 50 км экипаж выполнил левый стандартный разворот и затем, вместо разворота на курс 115° под углом 10° к посадочному согласно требованиям типовой методики облета РТС, оставаясь в облаках на прежней высоте 600 м, самовольно взял курс 205° с целью облета южного сектора курсового маяка, следуя по западной границе сектора. Данный курс вел в сторону горной местности с высотами более 1 600 м. В 07:33 экипаж получил пеленг 294°, а в 07:38 на вызов не ответил. В 07:35 самолет столкнулся со склоном горы Ульдепе (1 631 м) на высоте 990 м и на удалении 7 км от вершины, разрушился и сгорел. Катастрофа произошла в 53 км от КТА а/п Ашхабад с азимутом 289° в точке с координатами 38° 09’56” СШ, 57° 49’39” ВД в горном хребте Копет-Даг. Столкновение со склоном горы произошло в наборе высоты со значительным углом тангажа, первоначально, левой плоскостью и левой частью фюзеляжа с последующим разрушением, взрывом и пожаром. Разброс обломков – 50 м. Двигатели скатились вниз по склону и находились на удалении 350 и 360 м от фюзеляжа, который был разрушен по 38 шпангоут.
Взлет был произведен при фактической погоде, которая позволяла произвести полет по ПВП по кругу. Однако, на удалении 30 км от аэропорта облачность понижалась до 400-500 м. Фактическая погода в районе происшествия (г. Авчекен) в 2,5-3 км юго-западнее колхоза им. Тельмана, по показаниям очевидцев, была следующей: низкая облачность, начинавшаяся от подножия г. Авчекен, видимость в сторону Геок-Тепе 9-10 км и неполная нижняя облачность. Аналогичные данные о погоде в 07:50 мск получены от экипажа самолета Ан-2 № 33118, производившего поиск Ил-14 после потери связи. Экипаж Ан-2 зафиксировал закрытие гор облачностью высотой 300-400 м, резко понижающейся от Геок-Тепе на север и запад в сторону Бахардена до 80-100 м.
|