Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Архангельского УГА в н.п. Тобседа
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 марта 1978 г.
Время:  13:38
Страна:  СССР
Место происшествия:  Архангельская область, НАО, Заполярный р-н, близ н.п. Тобседа
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-14150
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Архангельское УГА, Нарьян-Марский ОАО
 


Описание
    Накануне, 29 марта, экипаж 73 летного отряда был запланирован по трем маршрутам (на случай изменения метеообстановки). Все три направления входили в площадь №3, прогноз погоды по которой с 9 до 15 часов 30 марта был нелетный: тыловой циклон, облачность 7-10 баллов, кучево-дождевая, разорванно-дождевая, ниже 100 м, мокрый снег, видимость менее 1000 м, в облаках умеренное обледенение, ветер 280-300° 12-15 м/с, порывы 20 м/с.
    Вылет по метеоусловиям перенесли на 11:00. Между тем, в 11:20, без какого-либо изменения в прогнозе погоды по площади №3, инженером-синоптиком Рябовым на бланке АВ-5 составлен летный прогноз погоды по маршруту Нарьян-Мар - Тобседа - Нарьян-Мар, предусматривающий облачность высотой 100-200 м и видимость 2-3 км, и выдан экипажу.
    КВС в процессе предполетной подготовки к данному спецрейсу по заявке участка №296 совхоза «Индигский» самовольно решил изменить маршрут полета для доставки работника авиапредприятия, бортмеханика Ми-8, в поселок Захребетное (50 км от маршрута полета) с целью приобретения рыбы и вписал Захребетное в журнал диспетчерских разрешений. Диспетчер АДП устно предупредила командира вертолета, что этот пункт посадки отсутствует в задании на полет и что разрешает выпуск только до Тобседы. Однако, она подписала задание без изменения записи.
    Полет по маршруту протяженностью 465 км должен был продолжаться по расчету 3 часа 29 минут. Потребное количество топлива на борту, с учетом навигационного запаса, составляло 900 литров. КВС количество заправленного топлива в основной бак и запасную емкость внутри фюзеляжа не проконтролировал и вылетел с 750 л топлива вместо расчетных 900 л.
    Взлет произведен в 11:43 мск. На борту находилось 0,6 кг почты и неоформленный пассажир (бортмеханик Ми-8). Полет проходил на высоте 200-250 м на посадочную площадку Захребетное. В радиообмене с МДП экипаж докладывал о полете и заходе на посадку в Тобседе. Диспетчер МДП, наблюдая по радиолокатору вертолет с уклонением 50 км восточнее маршрута, над пос. Захребетное, никаких мер по выводу его на линию заданного пути или выяснения причины уклонения не приняла и радиосвязь с бортом закончила.
    В 12:28 экипаж произвел посадку в Захребетном, взял на борт рыбу и в 12:39 вылетел на Тобседу. Пытаясь скрыть посадку в Захребетном, связи с МДП экипаж не вел. При подходе к Тобседе командир вертолета установил радиосвязь с начальником площадки и получил от него информацию об ухудшении погоды на площадке - тумане с видимостью 500 м. Уточнив, что ухудшения погоды на а/д Нарьян-Мар не предполагается, КВС четыре раза пытался произвести посадку в Тобседе, снижаясь до высоты 30-40 м, и только после этого принял решение возвращаться в Нарьян-Мар и набрал высоту 250 м. Определив после этого остаток топлива, командир вертолета понял, что оставшихся 300 л до Нарьян-Мара не хватит. В тот же момент начальник площадки передал об улучшении погоды на площадке (облачность 200 м, видимость 2-4 км). КВС принял решение на возврат и посадку в Тобседе и взял курс на ОПРС. Активное пилотирование осуществлял второй пилот (по его показаниям, КВС передал ему управление, сославшись на покалывание в области сердца). По команде КВС он снизился до высоты 40-50 м и перешел в горизонтальный полет. При пролете ОПРС с МК=76° экипаж вертикально под собой в разрывах тумана просматривал поселок и встречающих людей. Удаляясь от площадки и прекратив пилотирование по приборам, экипаж в условиях тумана, на предельном малой высоте, над совершенно безориентирной местностью, пытался установить визуальный контакт с землей. В результате вертолет с вертикальной скоростью снижения 6-7 м/с и углом тангажа на кабрирование не менее 18° столкнулся с землей в заснеженной тундре с МК=76° на расстоянии 850 м северо-восточнее н.п. Тобседа (68°35’СШ, 52°20’ВД). Первое касание произошло рулевым винтом и хвостовой опорой. В результате произошло разрушение лопасти винта и обрыв концевой балки. Из-за потери путевой управляемости вертолет начал разворачиваться влево и крениться вправо. В 36 м от места первого удара о землю произошло второе приземление вертолета с правым креном не менее 30° и углом тангажа на кабрирование около 15°. В результате произошел обрыв хвостовой балки и разрушение правой основной стойки шасси, а также разрушение несущего винта. В дальнейшем вертолет переместился в воздухе еще 17 м, развернулся влево на 55° и с правым креном более 90° упал на правый борт. Бортмеханик и неоформленный пассажир погибли, КВС и второй пилот ранены. Катастрофа произошла в 13:38 мск.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-14150
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 15.04.1964
Заводской номер ВС 09158
Наработка ВС (часы) 4466
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б92371780


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Архангельское УГА, Нарьян-Марский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Нарьян-Мар
Конечный пункт маршрута Нарьян-Мар


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы:
    1) полет по маршруту Нарьян-Мар - Тобседа - Индига - Нарьян-Мар производился с серьезными нарушениями НПП ГА-71:
    - КВС самовольно изменил маршрут и произвел посадку в н.п. Захребетное, не предусмотренную ни планом, ни заданием на полет (нарушение п.4.1.9 НПП ГА-71);
    - количество топлива на борту на момент вылета из Нарьян-Мар было недостаточным для выполнение полета по маршруту (п. 5.14.1 НПП ГА-71);
    - заход на посадку в н.п. Тобседа производился при погоде хуже установленного минимума, в тумане с видимостью 500 м (пп. 5.8.12, 5.13.13 НПП ГА-71).
    2) Прогноз погоды, выданный экипажу инженером-синоптиком по маршруту Нарьян-Мар - Тобседа - Индига - Нарьян-Мар, не оправдался. Штормовое оповещение о возникновении на п.п. Тобседа тумана с видимостью 500 м в 12:30 передано в АМСГ Нарьян-Мара с задержкой на 1 час. Очередной прогноз погоды по площади №3, предусматривающий погоду ниже минимума по ПВП, составлен с опозданием от установленного срока на 1 час 5 минут, что не дало возможности объективно оценить метеообстановку в процессе принятия решения на полет.
    3) Диспетчер МДП, наблюдая на экране радиолокатора вертолет с уклонением 50 км от линии заданного пути, никаких мер по выяснению причин уклонения и выводу его на ЛЗП не приняла.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явилось нарушение установленного минимума погоды командиром вертолета (пп. 5.8.12, 5.13.13 НПП ГА-71).
    Способствующие причины:
    - неоправдавшийся прогноз погоды и нарушение при этом НМО ГА-73;
    - штормовое оповещение о возникновении на п.п. Тобседа тумана с видимостью 500 м передано с задержкой 1 ч;
    - очередной прогноз погоды по площади №3, предусматривающий погоду ниже минимума по ПВП, составлен с опозданием от установленного срока на 1 час 5 минут;
    - недостаточный запас топлива на борту для выполнения полетного задания (п.5.1.14.1 НПП ГА-71)
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.