Пилот 328 летного отряда и авиатехник с 28 февраля были направлены на аэродром газокомпрессорной станции №13 для выполнения работ по обслуживанию газопровода. В данном районе пилот работал постоянно, с апреля 1976 г. В день происшествия пилот и авиатехник должны были перелететь в Актюбинск и вылететь на рейсовом самолете в Усть-Каменогорск. Полет производился по маршруту КС-13 - совхоз «Эмбинский» - КС-14 - Актюбинск. В пункте первой посадки, совхозе «Эмбинский» (н.п. Родники, 55 км с А=296° от КС-13), намечалась высадка 5-ти пассажиров заказчика. Прогнозируемая погода по маршруту и фактическая погода в пункте вылета соответствовала минимуму КВС.
Взлет с а/д КС-13 произведен в 07:41 мск (09:41 местного времени). Через 7-8 минут полета пилот встретил низкую облачность, которая вначале была разорванной, а затем перешла в сплошную. Попав в условия, несоответствующие ПВП, пилот не произвел возврат, а продолжил следовать в пункт назначения на безопасной высоте, рассчитывая в дальнейшем выйти на визуальный полет. По истечении времени полета до пункта первой посадки пилот приступил к снижению. В 08:05 он доложил МДП а/п Актюбинск о производстве посадке в совхозе «Эмбинский», фактически продолжая полет. При снижении КВС вошел в облачность. Поняв, что пробить ее невозможно, пилот снова набрал безопасную высоту, доложив, что в 08:06 произвел взлет в совхозе «Эмбинский» и направляется на а/д КС-13. В 08:25 вертолет находился в районе КС-13, где к этому времени погода резко ухудшилась и не позволяла произвести посадку. Попав в сложные условия, имея на борту незначительный запас горючего, пилот не доложил об этом службе движения, не попросил рекомендаций о выходе в район с хорошей погодой, а решил найти разрыв в облаках и произвести посадку на подобранную с воздуха площадку. Это ему удалось сделать на удалении 40 км с А=50° от а/д КС-13. Посадка производилась при ограниченной видимости. МДП а/п Актюбинск было ложно доложено, что в 08:35 произведена посадка на а/д КС-13. Через 10 минут погода в районе вынужденной посадки улучшилась. Пилот принял решение перелететь на КС-13 и в 08:50, без разрешения МДП, произвел взлет. После взлета, на высоте 20-30 м он неожиданно попал в приподнятый туман. Пытаясь выйти из него, КВС развернулся на 180° и начал снижение вне видимости земли (приподнятый туман, пасмурная погода, ровный снежный покров). Вертолет без крена, с незначительным опережением на переднюю ногу столкнулся с землей, отделился и, пролетев 20 м, ударился левым и передним колесами, после чего колесом правой стойки шасси. При этом передняя и правая стойки шасси разрушились. Вертолет опрокинулся на правый борт. Непристегнутые КВС и авиатехник были выброшены из кабины. Пилот был придавлен фюзеляжем вертолета и погиб. Авиатехник и пассажиры не пострадали.
В тот же день, после выяснения службой движения, что вертолет посадок ни в совхозе «Эмбинский», ни на а/д КС-13 не производил, были организованы его поиски. Вертолет обнаружен с воздуха 20 марта в 11:35 мск, люди в тот же день вывезены с места АП.
Катастрофа произошла в 08:53 мск (10:53 местного времени) в 40 км с А=50° от а/д КС-13 (49°10’СШ, 59°30’ВД, 208 км с А=125° от а/п Актюбинск).
|