|
|
|
Катастрофа Ми-2 Тюменского УГА в районе Тобольска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 22 мая 1978 г.
Время: 15:51
Страна: СССР
Место происшествия: Тюменская область, Тобольский район, близ Тобольска
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: СССР-14393
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Тюменское УГА, Тобольский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот 293 летного отряда выполнял полет по обслуживанию строительного управления №36 по маршруту Тобольск - пл-ка Фанерокомбината г. Тобольска - н.п. Ниж. Аремзяны - н.п. Демьянское - пл-ка Фанерокомбината - Тобольск.
Взлет в н.п Демьянское произведен в 12:48 мск (14:48 местного времени). В 13:50 пилот доложил службе движения а/п Тобольск о пролете н.п. Филатово (14 км от аэропорта) и запросил вход в зону круга. Голос пилота при этом был спокойным. Через 1 минуту 26 секунд после этого доклада экипаж следовавшего за ним Ми-8 доложил о падении вертолета в реку Иртыш.
Не долетая до площадки Фанерокомбината 12 км, вертолет с высоты 150-200 м перешел на снижение, произвел посадку на реку Иртыш в 35 м от берега, опрокинулся на правый борт и через 1-2 минуты затонул на глубине около 5 м. Пилот и два служебных пассажира (женщина и мужчина, находившийся, по данным судебно-медицинской экспертизы, в алкогольном опьянении средней степени) не смогли покинуть вертолет и утонули.
Вертолет после его подъема имел следующие повреждения: сломаны лопасти НВ, выбита часть передних стекол, деформирован низ фюзеляжа, имеется кручение с изгибом хвостового вала трансмиссии. При осмотре вертолета обнаружено, что задняя дверь фюзеляжа сорвана с замков закрытого положения ударами изнутри в нижнюю часть двери.
Катастрофа произошла в 14 км с азимутом 351° от а/п Тобольск (58°15’СШ, 68°14’ВД) в 13:51 мск (15:51 местного времени).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
2 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-14393 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
28.02.1978 |
Заводской номер ВС |
545527028 |
Наработка ВС (часы) |
37 |
Наработка ВС (циклы) |
91 |
Силовая установка |
371673245 371673230 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Тюменское УГА, Тобольский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Тобольск |
Конечный пункт маршрута |
Тобольск |
|
Подробные сведения
Описание развития аварийной ситуации |
По показаниям очевидцев, из горизонтального полета вертолет энергично перешел на снижение с уменьшением оборотов несущего винта. На высоте 50-70 м вертикальная скорость уменьшилась, а затем снова увеличилась. На малой высоте вертолет резко отвернул от стоящих вдоль берега речных судов в сторону реки. Несущий винт вращался медленно, двигатели работали «с перебоями». Задняя дверь вертолета была открыта.
Комиссия установила, что развитие аварийной ситуации началось через 40-50 секунд после входа в зону круга. На высоте 150-200 м из горизонтального полета вертолет перешел на снижение на режиме самовращения несущего винта. На высоте 20-30 м в результате «подрыва» общего шага произошло кратковременное падение оборотов несущего винта и уменьшение вертикальной скорости снижения, затем вертикальная скорость увеличилась. Отсутствие запаса высоты и наличие населенного пункта Сузгун под вертолетом вынудило пилота произвести посадку на реку вблизи берега. Избегая столкновения с судами, на высоте 10-15 м пилот резко отвернул в сторону реки и с небольшой поступательной скоростью вертолет ударился о воду на удалении 30-35 м от берега. Опрокинувшись, вертолет начал погружаться в воду и через 1-2 минуты затонул.
По данным журнала принятия решения на вылет заправка перед вылетом из а/п Тобольск была полной (830 кг). Общее время от момента вылета до момента АП составляет 2 часа 24 минуты. Вертолет за это время произвел три посадки, двигатели при посадках не выключались. По расчетам комиссии, остаток топлива на момент АП был 254-306 кг (320 - 385 литров).
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: предположительной причиной авиационного происшествия является отказ в полете обоих двигателей. Вероятными причинами отказа могли быть:
1) отказ топливорегулирующей аппаратуры одного или обоих двигателей;
2) прекращение подачи топлива к двигателям из-за его полной выработки или утечки в полете через предполагаемую трещину в плите 50.61.116.01.92 крепления подкачивающих насосов расходного бака;
3) образование воздушной пробки в топливорегулирующей аппаратуре из-за малого остатка топлива в баках.
Вероятная причина в выводах комиссии о предполагаемой трещине в плите крепления подкачивающих насосов расходного бака опровергается заключением ГосНИИ ГА, согласно которому разрушение плиты произошло при воздействии разрушающей нагрузки. Следов образования и развития усталостных трещин на плите нет. Способствующей причиной ее разрушения является занижение толщины плиты до 2,5 мм, несоответствующее требованиям ТУ.
В приказе начальника Тюменского УГА указывается еще одна вероятная причина: закрытие пожарных кранов пассажиром, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|