Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Мурманского АП Ленинградского ОГА в а/п Мурманск
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 ноября 1991 г.
Время:  09:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Мурманск (Мурмаши)
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-20952
Авиакомпания:  Ленинградское объединение ГА
 


Описание
    Экипаж Мурманского авиапредприятия Ленинградского объединения ГА выполнял транспортно-связной полет по маршруту Мурманск - Кировск - г. Плоская - Кировск - Кандалакша - Мурманск по заявке объединения «Северкварцсамоцветы», совмещенный с санзаданием на участке маршрута Кандалакша - Мурманск.
    При взлете в а/п Мурманск на борту находились КВС, проверяющий и служебный пассажир - штурман вертолета Ка-32. В процессе взлета для выполнения контрольного висения на высоте 2-3 м произошла самопроизвольная, прогрессирующая раскачка вертолета в продольной плоскости, приведшая к удару рулевым винтом и концевой балкой о бетонную поверхность площадки. После этого вертолет с незначительным левым креном и значительным углом тангажа на пикирование упал на площадку и опрокинулся на левый борт. Служебный пассажир погиб. Экипаж не пострадал. Вертолет получил значительные повреждения.
    Катастрофа произошла в 09:20 мск (68°46’55”СШ, 32°44’48”ВД).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-20952
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 17.08.1984
Заводской номер ВС 548717064
Наработка ВС (часы) 3445
Наработка ВС (циклы) 8598
Силовая установка 481651081 481673078


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Ленинградское объединение ГА
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Мурманск (Мурмаши)
Пункт назначения Кировск
Начальный пункт маршрута Мурманск (Мурмаши)
Конечный пункт маршрута Мурманск (Мурмаши)


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     Комиссия установила, что при взлете вертолета активное пилотирование осуществлял КВС, проверяющий осуществлял контрольное управление. После отделения вертолета от земли на высоте около 3 м началась самопроизвольная раскачка вертолета в продольной плоскости с нарастающей амплитудой, первоначально проявившаяся, как самопроизвольное изменение угла тангажа на пикирование. Проверяющий воспринял это как намерение КВС перевести вертолет в разгон и вмешался в управление с целью предотвратить взлет без контрольного висения. Заметив напряженное состояние КВС, проверяющий информировал его, что взял управление на себя. Одновременно с этим вертолет начал самопроизвольно увеличивать угол тангажа на кабрирование. Проверяющий соответственным отклонением органов управления пытался восстановить нормальное положение вертолета, однако это ему не удалось. Вертолет ударился рулевым винтом и концевой балкой о поверхность площадки, упал и опрокинулся на левый борт.
    Пассажир, находившийся в пассажирской кабине, при ее покидании был травмирован вращающимися лопастями несущего винта и через 2 часа после АП скончался в реанимации больницы Мурманска.
   
Описание выявленных причин АП     Комиссия при осмотре вертолета обнаружила рассоединение тяги 50.51.090.0000 продольного управления с наконечником качалки 50.50.580.00.01. Металлизация между указанной тягой и качалкой не нарушена. Болт, шайба и гайка в этом соединении отсутствует. Болт 50.56.000.01.00 обнаружен на левой створке капота редукторного отсека. В капотах и под редуктором обнаружены три шайбы и две гайки.
    Исследование в НТЦ «Эксперт» показало, что при установке болта 50.56.000.01.00 в соединение качалки с тягой продольного управления гайка и шплинт установлены не были. Причиной рассоединения наконечника качалки рулевого привода РП-35 с вилкой тяги продольного управления является выход болта из соединения из-за отсутствия гайки. При соединении качалки РП-35 с тягой продольного управления только перемычкой металлизации происходит существенное изменение характеристик и последующая полная потеря управляемости по данному каналу управления, исключающая возможность адекватного парирования раскачки вертолета по тангажу.
    19.09.1991 произведен ремонт данного вертолета на заводе №421 ГА. Налет после ремонта составил 29 часов 22 минуты, 22 посадки. Сборку сочленения выполнял слесарь-сборщик, контроль - мастер. В дальнейшем контроль качества сборки осуществляли специалисты ОТК и летно-испытательной станции АРЗ №421, которые также не обнаружили некачественную сборку. Прием вертолета после ремонта и его частичную разборку для транспортировки владельцу, на основании договора с Мурманским авиапредприятием, осуществляли специалисты кооператива «Авиатехника» в объеме, предусмотренном технологией приемки вертолета. Неустановку гайки и шплинта на болт 50.56.000.01.00 при этом они не обнаружили. Вертолет был отправлен в Мурманск в контейнере, где был собран и введен в эксплуатацию. При выполнении технического обслуживания в АТБ брак также выявлен не был.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной АП с вертолетом явилась потеря продольной управляемости, вызванная рассоединением наконечника качалки РП-35 с вилкой тяги продольного управления, которое произошло вследствие выхода болта 50.56.000.01.00 из-за неустановки на него гайки и шплинта при ремонте на АРЗ №421 ГА и некачественного контроля после сборки данного соединения на всех ступенях контроля на АРЗ, при приемке вертолета и при технических обслуживаниях в АТБ.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.