 |
 |
 |
Катастрофа Ми-4 Западно-Сибирского УГА в районе Кемерово |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 18 ноября 1976 г.
Время: 16:53
Страна: СССР
Место происшествия: Кемеровская область, Кемеровский район, дер. Солонечная
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: СССР-02319
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Западно-Сибирское УГА, Новокузнецкий ОАО
|
|
|
 |
|
Описание |
Экипаж 354 летного отряда перегонял вертолет на базу после окончания работ по обслуживанию заказчика из аэропорта МВЛ Ларьяк Тюменского УГА в аэропорт Новокузнецк. Последний аэропорт вылета - Колпашево. Взлет произведен в 09:56 мск (13:56 местного времени). Пункт посадки - а/п Кемерово. Полет проходил на высоте 600 м. В 12:38 диспетчер МДП а/п Кемерово передал давление 748 мм рт.ст. и разрешил снижение до высоты 220 м, а в 12:39 передал вертолет под управление старту.
В 12:46 экипаж вышел на связь с диспетчером старта и доложил о местонахождении и условиях полета. В 12:49 состоялась последняя связь с бортом. В дальнейшем экипаж на связь не выходил и на запросы не отвечал.
Вертолет был обнаружен в 15 км от а/п Кемерово с азимутом 5°, левее оси трассы 500 м, на заснеженном поле в холмистой местности на северо-восточной окраине дер. Солонечная (55°24’58”СШ, 86°12’00”ВД), ниже уровня аэродрома на 35 м. Вертолет полностью разрушен, передняя часть сгорела. Экипаж и служебный пассажир (авиатехник) погибли. Катастрофа произошла в 12:53 мск (16:53 местного времени).
По показаниям очевидцев, перед падением на землю вертолет совершал беспорядочные эволюции в воздухе, качание с боку на бок, переворачивание вверх колесами.
При осмотре деталей автомата перекоса обнаружено, что кронштейн качалки поперечного управления (3231-42) и два задних болта (3101-01) крепления этого кронштейна разрушены под действием многократных переменных эксплуатационных нагрузок (имеют усталостный характер изломов). На сопряженных поверхностях разрушенного кронштейна и ползуна (3231-51) имеются следы типа фреттинг-коррозии.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-02319 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
19.03.1965 |
Заводской номер ВС |
03173 |
Наработка ВС (часы) |
10872 |
Наработка ВС (циклы) |
14934 |
Силовая установка |
Б934672130 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Западно-Сибирское УГА, Новокузнецкий ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Колпашево |
Пункт назначения |
Кемерово |
Начальный пункт маршрута |
Ларьяк |
Конечный пункт маршрута |
Новокузнецк |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Выводы: комиссия установила, что в полете произошел отказ в системе поперечного управления вертолетом, который был вызван нарушением кинематики системы из-за обрыва части кронштейна от ползуна автомата перекоса вследствие усталостного разрушения кронштейна качалки поперечного управления (3231-42) и двух задних болтов (3101-01) крепления этого кронштейна. Данное разрушение привело к потере поперечной управляемости вертолетом. Причины, которая могла бы привести к дополнительным нагрузкам, способствующим усталостному разрушению кронштейна и болтов, не обнаружено. Разрушение данного узла (при наработке 848 часов) является следствием его конструктивно-производственных недостатков. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: летное происшествие произошло в результате потери вертолетом поперечной управляемости из-за усталостного разрушения кронштейна качалки поперечного управления и двух задних болтов крепления этого кронштейна в полете. Усталостное разрушение качалки и болтов произошло вследствие конструктивно-производственных недостатков данного узла. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|