Экипаж 245 летного отряда выполнял полет по перевозке груза промтоваров весом 1 200 кг. На борту находились пассажиры: два авиатехника Братского ОАО, взятые для обслуживания самолета вне базы, и две женщины – сопровождающие груз. Самолет находился в а/п Усть-Кут в ожидании загрузки и вылета в общей сложности 2 часа 50 мин. Несмотря на температуру воздуха -36°С, в нарушение НТЭВС-71, экипаж кабину перед вылетом не подогревал. Продолжительность рабочего времени экипажа к моменту взлета составила 10 часов 35 мин. Взлет с МК=300° произведен в 14:39 мск (19:39 мест. вр.). Выруливание на старт и взлет произведены в спешке: Скорость руления достигала 30-50 км/ч. Исполнительный старт занят в 350 м от начала ВПП. Фактическая погода на 14:25 была: облачность 9/2 балла, кучево-дождевая 600 м, верхняя средняя, поземок, видимость 10 км, ветер 240° 4-7 м/с, давление 703,5 мм рт.ст. В результате поспешности при подготовке к взлету барометрическое давление на левом высотомере ошибочно было установлено на 10 мм рт.ст. выше фактического. Контрольная карта проверок перед взлетом на исполнительном старте выполнялась не в полном объеме. Отклонение рулей не проверялось. Стабилизатор был установлен на -6° вместо расчетных -3,6° для данной центровки. В процессе разбега, в момент появления продольной раскачки из-за неровностей ГВПП, штурвал был энергично взят «на себя» с отклонением руля высоты до 14,5°, что привело к преждевременному отрыву самолета на скорости 155-160 км/ч при расчетной 185 км/ч с углом атаки около 15°, чему способствовала неправильная установка стабилизатора на -6°. На высоте 100-120 м при скорости 210-220 км/ч (на 20 км/ч меньше установленной РЛЭ) экипаж приступил к уборке закрылков, одновременно уменьшая угол тангажа для разгона скорости. В условиях безлунной ночи, отсутствия визуальных ориентиров в направлении взлета и холодной кабины, продолжая разгон скорости уменьшением угла тангажа по авиагоризонту, экипаж своевременно не определил по другим приборам переход самолета на снижение. Имея ложную информацию о запасе высоты по показаниям левого высотомера (с ошибкой на 100 м), КВС энергичных мер по прекращению снижения не принял. Самолет, увеличивая скорость и теряя высоту, через 1 минуту после взлета столкнулся с деревьями на удалении 1 500 м от конца ВПП и правее ее оси на 71 м. Первое столкновение с деревьями произошло на высоте 11 м (4 м выше уровня ВПП от начала взлета) с углом снижения -5°. Затем самолет упал в тайгу, полностью разрушился и загорелся. Столкновение с землей произошло в 77 м от места первого столкновения с препятствиями. Разброс обломков составил 300х50 м. Второй пилот подавал признаки жизни, но через несколько часов скончался в больнице. Остальные пассажиры и члены экипажа погибли на месте. Координаты места катастрофы - 56°51’20” СШ 105°43’36” ВД.
|