|
|
|
Катастрофа Ил-14РР Дальневосточного УГА близ Южно-Сахалинска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 18 декабря 1976 г.
Время: 16:56
Страна: СССР
Место происшествия: Сахалинская область, г. Острая, 12,5 км восточнее а/п Южно-Сахалинск
Тип ВС: Ил-14РР
Регистрация ВС: СССР-61752
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Дальневосточное УГА, Южно-Сахалинский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Самолет Ил-14СИ, прежде эксплуатировавшийся в 235 ОАО, был передан в 147 летный отряд Дальневосточного УГА и 30.03.76 прошел переоборудование в Ил-14РР (разведчик рыбы) на АРЗ-407. 18 декабря в 00:14 мск (08:14 местного времени) экипаж произвел взлет в а/п Петропавловск-Камчатский по маршруту в Южно-Сахалинск вдоль Курильской гряды с отклонением от маршрута в сторону моря до 200 км. Полет выполнялся по заявке СУГМС с целью проведения ледовой разведки. После выполнения задания в районе н/п Охотское экипаж получил погоду и условия посадки в а/п Южно-Сахалинск, выполнил предпосадочную подготовку, рассчитал безопасную высоту полета по ПВП, в 08:50 доложил пролет озера Тунайча на высоте 200 м и запросил набор высоты до 600 м по ПВП. В 08:51:20 диспетчер РДП дал команду занять 600 м и экипаж приступил к набору высоты. В 08:51:45 диспетчер дал команду занимать 900 м. При переходе на связь с диспетчером подхода в 08:51:47 экипаж доложил о занятии высоты 600 м визуально и в 08:51:53 получил повторную команду занять 900 м по ПВП и указание о входе в круг ко второму развороту с МКпос=190°. В 08:53:32 в связи с понижением облачности до 920 м диспетчер ДПП дал команду занять высоту 850 м по ПВП и передал фактическую погоду. В 08:53:50 экипаж доложил занятие высоты 850 м. Для контроля диспетчер ДПП запросил у экипажа условия полета и в 08:54:53 получил ответ: «Сию 752 в облака вошел». После этого экипаж больше на запросы не отвечал и на связь не выходил. Организованным поискам мешал обильный снегопад и ограниченная видимость.
Самолет был обнаружен с воздуха в 06:00 21 декабря в 12,5 км с азимутом 80° от КТА Южно-Сахалинск-Хомутово на покрытом глубоким снегом южном склоне горы Острая крутизной 15-20° на высоте 910 м полностью разрушенным (координаты 46°54’10” СШ, 142° 52’ 50” ВД. На месте катастрофы были обнаружены двое выживших служебных пассажиров (сотрудников Сахалинского комлексного НИИ), получивших тяжелые ранения. Они были эвакуированы вертолетом Ми-8. Как было установлено, второй пилот также был тяжело ранен и умер на месте катастрофы 20 декабря. Трое служебных пассажиров (два гидролога и корреспондент центрального телевидения) и пять членов экипажа погибли в момент катастрофы.
Первый удар о склон горы произошел правой плоскостью, в результате чего правая ОЧК отделилась с обрывом силовой установки. Удар фюзеляжа о склон был скользящим. При дальнейшем движении разрушилась левая ОЧК, оторвалась левая силовая установка, отделилась по 23 шпангоут хвостовая часть фюзеляжа с ее разворотом на 180° относительно линии полета. Затем произошло полное разрушение и падение в перевернутом положении передней части фюзеляжа по 23 шпангоут вместе с центропланом. Пожара не было. Разброс обломков – 150х40-50 м. Катастрофа произошла в 08:56 мск.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
6 |
6 |
Пассажиры |
5 |
3 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-14РР |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-61752 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
29.03.1957 |
Заводской номер ВС |
147001247 |
Наработка ВС (часы) |
6627 |
Наработка ВС (циклы) |
4927 |
Силовая установка |
Б243072969 Б241072864 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Другие авиаработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Дальневосточное УГА, Южно-Сахалинский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Петропавловск-Камчатский (Халактырка) |
Пункт назначения |
Южно-Сахалинск (Хомутово) |
Начальный пункт маршрута |
Петропавловск-Камчатский (Халактырка) |
Конечный пункт маршрута |
Южно-Сахалинск (Хомутово) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Во время полета экипажу передан прогноз погоды в а/п Южно-Сахалинск с 0:00 до 10:00 мск: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая высотой 300-500 м, верхняя кромка 7-8 км, снег, слабая метель, видимость 1-2 км, ветер 140-160° с порывами 15 м/с, сопки в районе аэродрома закрыты. При запросе условий подхода была передана погода за 08:20 – облачность 8 баллов, кучево-дождевая высотой 1 100 м, снег, видимость 10 км, ветер 130° 8 м/с с порывами до 15 м/с. В процессе полета в зоне подхода передано (за 08:50) – облачность высотой 920 м, видимость 10 км, ветер 130° 8 м/с с порывами до 12 м/с. Данные условия погоды соответствовали подходу самолета по ПВП по указанному диспетчером маршруту: озеро Тунайча – район второго разворота с МКпос=190°. На аэродроме были включена система посадки ОСП, работали УКВ-радиопеленгатор и ОРДЛ-7, но ввиду горной местности и имеющихся углов закрытия в этом направлении диспетчер ДПП не имел возможности обнаружить самолет на экране радиолокатора и определить пеленг по радиопеленгатору на данной высоте полета. Полет выполнялся с курсом 300-310° с небольшим углом набора параллельно коридора №2 на удалении 2 км севернее границы коридора. По показаниям очевидцев самолет прошел н/п Охотское на высоте около 200 м с курсом 260-270°, а устье реки Подорожки – в наборе высоты и небольшом правом крене 5-10°, затем скрывшись в снежном заряде. Далее полет проходил через Чапаевку до южного склона г. Острая, а не по заданному маршруту. Выполненный преждевременно, в нарушение установленной схемы подхода, отворот вправо привел уклонению самолета в район, не обеспечивающий безопасный полет на заданной высоте (900 м) при отсутствии условий для полета по ПВП. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Выводы: заключительный этап полета выполнялся при ограниченной видимости, в снежном заряде, переходящем в облачность, закрывавшую вершины сопок. Отсутствие объективной информации диспетчеру УВД со стороны экипажа, неполное и несвоевременное использование имеющихся бортовых средств радионавигации (радиолокатор «Гроза» и авиационный индикатор Ни-50БМ) и несвоевременные действия экипажа в создавшейся обстановке для перехода к полету по ППП оказали влияние на исход полета и привели к авиационному происшествию.
Заключение: Причиной катастрофы является нарушение экипажем установленной схемы подхода к аэродрому и п.5.8.11 НПП ГА-71, выразившееся в несвоевременном переходе на ППП при ухудшившихся метеоусловиях, не соответствующих ПВП.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
Фото: ПРМОО "ПО "АвиаПоиск" aviapoisk.narod.ru |
|
Фотографии
|
|
|
|