Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-40 Украинского УГА в Запорожской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  16 декабря 1976 г.
Время:  13:08
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Запорожская область, близ села Казаковское, Вольнянский район
Тип ВС:  Як-40
Регистрация ВС:  СССР-87638
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское УГА, Запорожский ОАО
 


Описание
    Экипаж 100-го летного отряда выполнял учебно-тренировочный полет по отработке действий в особых случаях полета. Взлет произведен в 12:57. После набора высоты экипаж приступил к выполнению задания на полет. В 13:08:05 с борта поступил доклад: «Отказало управление». Диспетчер ответил: «Не понял, кто доложил?». В 13:08:11 экипаж передал: «Высота 2100, падаю». Диспетчер запросил: «Какой борт?». Экипаж ответил: «750». На этом связь с бортом прекратилась. Самолет был обнаружен в поле в 20 км северо-западнее а/д Запорожье близ н/п Казаковское (1 400 м с азимутом 252° от ж/д станции Новогупаловка) частично разрушенным без возникновения пожара. Удар фюзеляжем о землю произошел под углом 25-30° и с левым креном 6° практически без поступательной скорости. Значительного разброса обломков нет. Пилотская кабина была разрушена. Фюзеляж разломился в районе центроплана (по 28 шпангоуту). Киль со стабилизатором отделился и находился в нескольких метрах от фюзеляжа.
    Фактическая погода за 13:05 на а/д Запорожье была: облачность 10 баллов высотой 150 м, дымка, видимость 1 700 м, тихо. В облаках слабое обледенение.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-40
Регистрационный номер (id) ВС СССР-87638
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 25.10.1971
Заводской номер ВС 9141919
Наработка ВС (часы) 5762
Наработка ВС (циклы) 6627
Силовая установка Н5412060 Н5432073 Н5112052


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское УГА, Запорожский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Запорожье
Пункт назначения Запорожье
Начальный пункт маршрута Запорожье
Конечный пункт маршрута Запорожье


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     Комиссией установлено, что после выполнения упражнения 7а экипаж на высоте 4000-4200 м при скорости 340 км/ч начал занимать исходное положение для упражнения 7б – имитации увода стабилизатора в наборе высоты после взлета. С целью установки заданной скорости 200-210 км/ч экипаж медленно, в течение 55 сек. уменьшал обороты двигателей с 95% до 53%. В момент выхода двигателей на малый газ скорость полета составляла 270 км/ч. Одновременно МСРП-12 зафиксировал перекладку стабилизатора на кабрирование и взятие штурвала на себя, что соответствовало конфигурации самолета в исходном положении перед упражнением 7б. Предположительно, на скорости полета 240 км/ч экипаж ошибочно выпустил шасси вместо закрылков, полный выпуск которых зафиксирован при скорости 215 км/ч. Дальнейший полет происходил с уменьшением скорости ниже значения, заданного для выполнения данного упражнения. Вероятно, экипаж поздно заметил падение скорости из-за возможно завышенных показаний указателя скорости левого пилота. На скорости полета 175 км/ч экипаж дал РУД на увеличение режима до взлетного с целью увеличения скорости для занятия исходного положения. В связи с тем, что приемистость двигателей от малого газа до взлетного режима составляет 10-12 сек., торможение продолжалось. На скорости 162-164 км/ч произошел срыв самолета с резким увеличением крена, тангажа и энергичным разворотом самолета влево с последующим переходом в штопор. В момент срыва элероны и руль поворота находились в крайнем правом положении, руль высоты полностью взят на кабрирование. Это позволяет предположить, что экипаж пытался вывести самолет из создавшегося положения. Самолет с незначительным углом тангажа с левым вращением в горизонтальной плоскости и с вертикальной скоростью до 60 м/с столкнулся с землей и разрушился.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Причиной катастрофы является потеря скорости самолета с последующим сваливанием и переходом в штопор. Вероятными причинами потери скорости являются:
    а) ошибка в технике пилотирования, допущенная экипажем;
    б) пилотирование самолета по, возможно, завышенным показаниям указателя скорости левого пилота.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.