|
|
|
Катастрофа Ми-8 Туркменского УГА в районе Хауз-Хана |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 13 октября 1982 г.
Время: 11:45
Страна: СССР
Место происшествия: Туркменская ССР, Марыйская область, близ н.п. Хауз-Хан
Тип ВС: Ми-8
Регистрация ВС: СССР-25971
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Туркменское УГА, Ашхабадский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 166 летного отряда выполнял полет по обслуживанию нефтеразведочной экспедиции управления геологии Совета Министров ТССР по маршруту Ашхабад - Шатлык - Довлетабад (буровые 61, 75) - Имам-Баба - Шатлык - Ашхабад.
Взлет в а/п Ашхабад произведен в 07:03 мск (09:03 местного времени). Посадка в Шатлыке произведена в 09:06. Не выключая двигателей, экипаж высадил четырех пассажиров и в 09:10 произвел взлет на Довлетабад (буровая 61), о чем в 09:12 доложил диспетчеру УВД а/п Мары. На борту находилось 10 служебных пассажиров (9 рабочих буровых вахт и бортмеханик Ан-24 Ашхабадского ОАО) и 350 кг груза.
В 09:21 экипаж доложил о выполнении полета на высоте 600 м по минимальному приведенному давлению и сообщил расчетное время посадки в Довлетабаде (10:15). В дальнейшем экипаж на связь не выходил.
Очевидцы показали, что вертолет летел со стороны г. Мары. Они услышали два сильных хлопка, изменился звук и вертолет стал падать, вращаясь при этом. При падении от вертолета отделялись предметы. При ударе о землю раздался взрыв и вертолет загорелся.
Катастрофа произошла в 09:45 мск (11:45 местного времени) в районе Хауз-Хана, в 75 км с азимутом 210° от а/п Мары (36°59’ СШ, 61°27’ ВД) на травянистой равнинной местности. Вертолет полностью разрушился и сгорел. Пассажиры и члены экипажа погибли.
Лопасти несущего винта №2 и 5 найдены соответственно на удалении 760 м с А=345° и 600 м с А=147° от вертолета, части хвостовой балки, части фюзеляжа с 18 по 23 шпангоуты и части хвостового вала находились на удалении 60-190 м в створе 0-76° от вертолета.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
10 |
10 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-25971 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
31.01.1976 |
Заводской номер ВС |
6321 |
Наработка ВС (часы) |
5897 |
Наработка ВС (циклы) |
9638 |
Силовая установка |
С98201177 С97401008 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Туркменское УГА, Ашхабадский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Ашхабад |
Конечный пункт маршрута |
Ашхабад |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
По анализу расположения обломков вертолета, показаниям очевидцев и заключению ГосНИИ ГА комиссия считает, что в полете на высоте 600 м (истинная высота 375 м) началось разрушение вертолета в результате соударения лопастей несущего винта с хвостовой балкой. По заключению ГосНИИ ГА, разрушения лопастей НВ до удара о хвостовую балку не было. Разрушаясь, вертолет начал вращаться вокруг своей оси с одновременным вертикальным снижением, перевернулся вниз втулкой несущего винта, ударился носовой частью фюзеляжа о землю, подскочил, упал на втулку несущего винта, окончательно разрушился и сгорел. Обломки разбросаны в радиусе 180-200 м. Информацию САРПП-12ДМ расшифровать не удалось в связи с ее уничтожением при пожаре. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: разрушение конструкции вертолета началось в воздухе от ударов лопастей несущего винта по хвостовой балке. В связи с тем, что вертолет при столкновении с землей полностью разрушился и сгорел, средства объективного контроля полностью уничтожены огнем, установить истинную причину катастрофы не представилось возможным. По характеру разрушения и столкновения вертолета с землей можно предположить, что катастрофа произошла из-за отказа в работе системы управления или непреднамеренного перемещения пилотом рычагов управления при внезапном появлении постороннего предмета перед вертолетом.
В заключении ГосНИИ ГА указывается, что наиболее вероятной причиной соударения несущего винта с хвостовой балкой следует считать выполнение пилотом маневра, не предусмотренного РЛЭ, для избежания столкновения с препятствием (птицей) в полете.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|