Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-18В Киргизского УГА близ а/п Фрунзе
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 января 1976 г.
Время:  15:35
Страна:  СССР
Место происшествия:  Киргизская ССР, близ а/п Фрунзе
Тип ВС:  Ил-18В
Регистрация ВС:  СССР-75558
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Киргизское УГА, Фрунзенский ОАО
 


Описание
    Экипаж 250 летного отряда выполнял тренировочный полет днем в ПМУ по программе подготовки летного состава с заходом на посадку и посадке при двух выключенных двигателях с одной стороны крыла. Взлет произведен в 11:52 мск (14:52 мест. вр.). После выполнения задания в зоне на высоте 5 000 м экипаж производил снижение для захода на посадку с двумя выключенными двигателями (№3 и 4). Полет до ДПРМ соответствовал требованиям программы тренировочных полетов и РЛЭ, за исключением скорости (300 км/ч вместо 280 км/ч). После пролета ДПРМ, на удалении 3 500 м от торца ВПП, находясь на курсе и глиссаде, на скорости 294 км/ч в нарушение РЛЭ при двух выключенных двигателях с одной стороны крыла экипаж произвел довыпуск закрылков на 30°, что привело к увеличению сопротивления и, как следствие, к уменьшению скорости полета. К моменту довыпуска закрылков ранее имевшийся левый крен был убран. В результате возникшего скольжения самолет начал уклоняться вправо. Боковое уклонение от оси ВПП на удалении 2000-500 м от ее торца составляло от 20 м вначале до 70 м. Возможной причиной недостаточной активности экипажа по устранению бокового уклонения могла являться временная потеря контакта с землей из-за попадания в зону ухудшенной видимости (1000-1500 м). Возможность наличия участков с ухудшенной видимостью в зоне захода на посадку с МК=135° объясняется особенностями а/п Фрунзе и подтверждается показаниями командира Ил-14, который производил посадку в 12:27. Однако, по данным АМСГ, видимость при заходе на посадку самолета Ил-18 была не менее 5 км. Ввиду невозможности производства посадки на ИВПП по причине бокового уклонения вправо, на удалении 2000-1800 м от торца ВПП с высоты 100-120 м на приборной скорости 260 км/ч экипаж начал уход на второй круг, для чего создал самолету левый крен до 7°, увеличил режим работы левых двигателей, предположительно, до взлетного, и произвел уборку шасси. Взлетной мощности двух двигателей при данной конфигурации самолета (закрылки на 30°, шасси – в процессе уборки, створки шасси открыты, скорость 260 км/ч) было недостаточно для обеспечения безопасного ухода на второй круг. Самолет производил полет на высоте 80-70 м с потерей приборной скорости. В дальнейшем положение было усугублено тем, что экипаж на скорости 220 км/ч и истинной высоте полета 60-40 м предпринял попытку запуска двигателя №3. В результате возникновения отрицательной тяги создался опасный правый крен, который на данной скорости полета парировать отклонением рулей и элеронов было невозможно. В этой ситуации экипаж прекратил запуск флюгированием воздушного винта. В дальнейшем самолет, теряя скорость, в 12:35 с правым креном 53° столкнулся с землей на удалении 1 600 м от КТА Фрунзе с азимутом 212° на высоте 880 м от уровня аэродрома, взорвался и сгорел. При столкновении с землей закрылки были выпущены на 30°, шасси убраны, двигатели №1 и 2 работали на взлетном режиме, двигатели №3 и 4 были выключены, их винты зафлюгированы. При первом столкновении передней кромкой правой ОЧК с группой невысоких деревьев самолет стал разрушаться. Дальнейшее разрушение конструкции происходило при движении по земле. В 120 м от места первого столкновения самолет окончательно разрушился при ударе о другую группу деревьев. Разброс обломков составил 120х45 м. Фюзеляж был разломлен на три части. Хвостовая часть от 56 до 72 шпангоута сохранилась. Средняя часть от 56 до 32 шпангоута сгорела. Носовая часть вместе с обгоревшей и перевернутой на 180° кабиной пилотов находилась у центроплана с остатками левой консоли.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета уход на второй круг
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-18В
Регистрационный номер (id) ВС СССР-75558
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.08.1964
Заводской номер ВС 184007505
Наработка ВС (часы) 17652
Наработка ВС (циклы) 7623
Силовая установка Н 2826110 Н 2116185 Н 2046199 Н 2736020


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Киргизское УГА, Фрунзенский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Фрунзе
Пункт назначения Фрунзе
Начальный пункт маршрута Фрунзе
Конечный пункт маршрута Фрунзе


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что на борту в нарушение НПП ГА-71 находились сразу два КВС-стажера. При взлете на левом кресле был один из них. Оба КВС-стажера не имели тренировки на тренажере в заходе на посадку с двумя неработающими двигателями (тренажер был неисправен) и не могли быть допущены к выполнению тренировочных полетов. Инструктор тренажера в задании на тренировку отметил полное прохождение указанного упражнения.
    После выполнения четвертого разворота экипаж допустил следующие ошибки:
    а) преждевременный довыпук закрылков на 30°;
    б) потерю скорости ниже рекомендованной РЛЭ;
    в) полет без крена с правым скольжением;
    г) уклонение вправо от оси ВПП до 70 м;
    д) уход на второй круг с закрылками, выпущенными на 30°;
    е) попытку запуска двигателя №3 на недопустимо малых высоте и приборной скорости.
    Уход на второй круг при двух выключенных двигателях в условиях горного аэродрома Фрунзе с превышением над уровнем моря 841 м на скорости 260 км/ч при закрылках, выпущенных на 30°, практически невозможен. Единственным правильным решением в сложившейся ситуации к моменту ухода на второй круг была бы посадка на ГВПП, которая была по курсу полета, или, в дальнейшем, вынужденная посадка прямо перед собой (что позволяли рельеф местности и расположение препятствий).
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы является принятие инструктором ошибочного решения по уходу на второй круг с закрылками, , выпущенными на 30°, при двух неработающих с одной стороны крыла двигателях, что привело к потере скорости, на которой стало невозможно парировать правый крен, возникший в результате попытки экипажа запуска двигателя №3 на скорости 220 км/ч.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.