|
|
|
Катастрофа Ми-8 Тюменского УГА в Тобольске |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 24 мая 1980 г.
Время: 17:36
Страна: СССР
Место происшествия: Тюменская область, Тобольск
Тип ВС: Ми-8
Регистрация ВС: СССР-25870
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Тюменское УГА, Ханты-Мансийский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 284 летного отряда Ханты-Мансийского ОАО выполнял перегоночный полет на вертолете Ми-8 №25870 после его капитального ремонта на заводе №402 ГА по маршруту Быково - Казань - Свердловск - Тюмень - Уват - Ханты-Мансийск с ночевками в аэропортах Казань и Свердловск. В аэропорте Свердловск (Кольцово) в состав экипажа был включен бортмеханик-инструктор по причине окончания месячной саннормы бортмеханика, который продолжил полет на этом вертолете в качестве служебного пассажира.
24 мая, после посадки в Тюмени, экипаж произвел дозаправку и загрузку вертолета личным автомобилем Москвич-2140 старшего штурмана 284 ЛО, который в а/п Тюмень был включен в состав экипажа. Груз (автомобиль весом 1000 кг) был оформлен в службе организации перевозок. Кроме того, без оформления в СОП, экипаж взял на борт пассажирку.
Взлет в а/п Тюмень на Уват, где предполагалась дозаправка, был произведен в 14:29 мск (16:29 местного времени)
Фактическая погода в момент взлета была: облачность 10/8 баллов средняя слоисто-кучевая высотой 1000 м, видимость 20 км, ветер 340° 5 м/с, порывы 8 м/с, давление 754 мм рт.ст., температура +12°С.
В 15:34 мск экипаж доложил диспетчеру круга о пролете ДПРС а/п Тобольск на высоте 150 м по давлению аэродрома (истинная высота полета 100 м). В 15:36 экипаж передал в эфир фразу: «падаем, падаем, падаем…», после чего связь прекратилась.
Организованными поисками вертолет обнаружен в 8,5 км северо-восточнее КТА а/п Тобольск на территории Тобольского дома отдыха, с большим количеством жилых корпусов и парковых посадок с высотой деревьев до 20 м, полностью разрушенным и сгоревшим.
По показаниям очевидцев, вертолет из горизонтального полета перешел в снижение по левой спирали. Сделав два-три витка с уменьшающимся радиусом, вертолет произвел несколько оборотов вокруг своей оси и с увеличивающимися правым креном и вертикальной скоростью столкнулся с землей. При ударе о землю имелся правый крен около 80°и небольшой тангаж на пикирование, поступательная скорость была практически нулевой. Вертолет упал на аллее в 25 м от летнего корпуса и в 30 м от зимнего корпуса дома отдыха. Сразу после падения группой отдыхающих из пилотской кабины были извлечены четверо погибших членов экипажа. Через 3-4 минуты начался пожар, в результате которого вертолет и находившаяся в нем автомашина полностью сгорели. Тела бортмеханика и неоформленной пассажирки найдены в грузовой кабине.
При осмотре места происшествия в хвостовом редукторе обнаружено отсутствие смазки. Подтеков смазки на земле в районе хвостового редуктора также не было.
Комиссия установила, что в горизонтальном полете на истинной высоте 100 м произошел отказ путевого управления вертолетом - перестала подаваться мощность на рулевой винт. Аварийная ситуация развивалась скоротечно и была неожиданной для экипажа, который для прекращения вращения влево уменьшил шаг несущего винта и мощность работы двигателей. Однако из-за отсутствия достаточного запаса высоты вертолет на устойчивый режим авторотации не перешел, а вращаясь по спирали с уменьшением радиуса и увеличением правого крена, продолжал снижение, тем самым, пилотирование вертолета и работа с арматурой пилотской кабины были затруднены. Дополнительные трудности в подборе места для вынужденной посадки создавала лесистая местность и наличие жилых зданий. Траектория падения была направлена на один из домов. В это время вертолет начал энергично вращаться влево с увеличением правого крена. Это объясняется тем, что экипаж пытался изменить траекторию полета увеличением шага несущего винта при отсутствии путевого управления. Это привело к резкому увеличению скорости вращения влево вокруг вертикальной оси и увеличению правого крена. Для прекращения левого вращения экипаж сбросил шаг несущего винта до минимума, а перед кронами деревьев увеличил до максимального значения за короткий промежуток времени, что привело к перезатяжелению несущего винта, падению его оборотов и увеличению правого крена вертолета. Вслед за этим последовало его столкновение с землей.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
4 |
Пассажиры |
2 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-25870 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
10.03.1975 |
Заводской номер ВС |
5137 |
Наработка ВС (часы) |
5330 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
С9311245 С95201302 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Тюменское УГА, Ханты-Мансийский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Тюмень (Плеханово) |
Пункт назначения |
Уват |
Начальный пункт маршрута |
Свердловск (Кольцово) |
Конечный пункт маршрута |
Ханты-Мансийск |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Выводы: отказ путевого управления вертолета произошел по причине разрушения втулки ведущего зубчатого колеса хвостового редуктора из-за его работы без смазки. Смазка не была залита в хвостовой редуктор работниками завода №402 ГА при капитальном ремонте вертолета, в результате чего неисправный вертолет был выпущен в полет для перелета на базу. В транзитных аэропортах Казань и Кольцово техническое обслуживание вертолета согласно регламента по предполетного и послеполетного обслуживания не проводилось. Экипаж, в нарушение п.6.4.5 НПП ГА-78, производил техническое обслуживание вертолета в объеме предполетной подготовки согласно РЛЭ, игнорируя требования регламента технического обслуживания НТВЭС ГА-71 (п. 2.6.1, 2.6.2, 2.6.3), и продолжал перегонку вертолета. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной катастрофы явился отказ путевого управления вертолета, вызванного разрушением деталей хвостового редуктора из-за его работы без смазки, которая не была залита работниками ЛИС завода №402 ГА.
Происшествию способствовало невыполнение послеполетного и предполетного технического обслуживания согласно регламента силами ИАС аэропортов Казань и Кольцово под руководством бортмеханика, что не позволило выявить отсутствие смазки в хвостовом редукторе.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|