Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Азербайджанского УГА в районе Кушчу
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 марта 1973 г.
Время:  13:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Азербайджанская ССР, Шемахинский район, 4 км юго-юго-восточнее Кушчу
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-15688
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Азербайджанское УГА, Забратский ОАО
 


Описание
    Пилот 109 летного отряда выполнял полет по доставке на буровые вышки специалистов Гобустанского управления разведочного бурения треста «Азнефтеразведка». Взлет с вертолетной площадки Аляты произведен в 12:10. Полет проходил по ПВП по маршруту Аляты - Аджикабул - Удуллу-1-е - Удуллу-2-е - буровая №3 (расположена в 5 км юго-восточнее н.п. Кушчу). Руководство и контроль за полетом осуществлял диспетчер МВЛ с КДП МВЛ а/п Аджикабул.
    Метеоусловия соответствовали установленному минимуму КВС (200х1000х15м/с) и были: по прогнозу - обл. 6-9 баллов, слоисто-кучевая, разорванная, 300-500 м, дымка, видимость 6-10 км, местами осадки при видимости 3-5 км, ветер переменный 3-5 м/с. Метеорологическое обеспечение полетов осуществлялось синоптической группой АМСГ а/п Баку при а/п Забрат.
    Фактическая погода по маршруту полета, переданная пилотом в 12:30, была - высота облачности 1100 м и выше, видимость более 10 км, горы открыты. В 12:50 вертолет произвел посадку на площадку буровой №3. После непродолжительной стоянки, в 13:10 пилот произвел взлет и через 8-10 минут потерпел катастрофу.
    На основании анализа показаний очевидцев, непосредственно присутствующих при вылете вертолета с площадки буровой №3, а также работавших на винограднике в непосредственной близости от места падения вертолета, комиссия установила, что после посадки на площадку у буровой вышки погода начала ухудшаться. Несмотря на ухудшение погоды и ее несоответствие в момент взлета требованиям п.5.8.3 НПП ГА-71, командир вертолета принял решение на вылет. На борту находилось 4 служебных пассажира заказчика. После взлета, выполняя полет по маршруту в горной местности в условиях ограниченной видимости, пилот решил возвратиться на площадку вылета, но она уже оказалась закрытой опустившейся облачностью. КВС делает попытку произвести посадку на дорогу, проходящую в лощине между виноградниками, для чего выполняет маневр с разворотом и при снижении по склону горы в условиях ограниченной видимости поздно замечает приближение возвышенности, по которой проходит дорога. В целях быстрого гашения скорости КВС применил резкое торможение несущим винтом, в результате чего хвостовая балка опустилась. Хвостовой винт ударил по проволоке, натянутой на железобетонных торкалах. При ударе оторвался концевой редуктор с хвостовым винтом. Вертолет с правым креном и разворотом влево ударился несущим винтом и в дальнейшем, в 22 м от места касания проволоки, носовой частью фюзеляжа о землю. Затем он на обломках вращающегося несущего винта перевернулся, перелетел через дорогу, упал в перевернутом положении на землю, разрушился и сгорел. Пилот и все пассажиры погибли. Первыми к месту происшествия прибыли рабочие совхоза им Хатани, работавшие на винограднике в 200 м от места падения. Они организовали тушение остатков вертолета и пассажиров.
    Катастрофа произошла около 13:20 в 4 км юго-юго-восточнее н.п. Кушчу.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 4 4
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-15688
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 23.03.1968
Заводской номер ВС 503604127
Наработка ВС (часы) 1698
Наработка ВС (циклы) 2290
Силовая установка 371627126 261682024


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Азербайджанское УГА, Забратский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явились неправильные действия пилота, выразившиеся в:
    1) принятии решения на вылет при наличии ухудшения погоды и несоответствия ее установленному минимуму, что привело к попаданию вертолета в условия ограниченной видимости;
    2) снижении ниже безопасной высоты с целью перехода на визуальный полет в нарушение п.5.8.13 НПП ГА-71 (при внезапном попадании ВС в условия, когда видимость менее установленной, снижение ниже безопасной высоты с целью перехода на визуальный полет ЗАПРЕЩАЕТСЯ).
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.