Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Северо-Кавказского УГА в Темрюкском районе Краснодарского края
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  21 мая 1982 г.
Время:  17:25
Страна:  СССР
Место происшествия:  Краснодарский край, Темрюкский район, близ х. Белый
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-35151
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское УГА, 2-й Краснодарский ОАО
 


Описание
    КВС (266 летный отряд) и авиатехник выполняли АХР с оперативной точки совхоз «Радуга» Темрюкского района по внесению минеральных удобрений под посевы риса. До 18 мая Говорухин выполнял полеты с оперативной точки Анастасиевская (Славянский район) и в этот день получил указание перелететь в х. Белый (совхоз «Радуга»). Получив это указание, КВС доложил на базу, что перелететь не может, так как необходима замена левого корневого бака из-за появившегося запотевания стенок. В этот же день бак на замену был доставлен на аэродром. КВС с авиатехником, в нарушение НПП ГА-78, на неисправном самолете произвели перелет в совхоз «Радуга».
    19 мая авиатехник произвел замену бака. В нарушение НТВЭС ГА-71, он привлек к работе по ремонту и монтажу рабочего совхоза. В процессе работы он вместе с этим рабочим употреблял спиртные напитки. КВС ограничился предупреждением и на базу об этом не доложил. Работы авиатехник произвел с грубейшими нарушениями технологических указаний, утвержденных МГА. Установленный бензобак не был расконсервирован, не продут сжатым воздухом и не промыт бензином. Контроля за выполнением данных работ на оперативной точке никем из должностных лиц АТБ не осуществлялось. После монтажа бака работа двигателя и топливной системы при различных положениях 4-х ходового крана не проверялась.
    По показаниям авиатехника, перед демонтажем бака им был полностью слит бензин из левой группы баков в две эталонные бочки. После замены бака он совместно с КВС проверил работу сигнализации критического остатка топлива в левой группе баков. В дальнейшем ранее слитый бензин вновь был заправлен в левую группу баков. Затем авиатехник произвел слив бензина из правой группы баков в количестве 200 л и залил его в левую группу баков. При остатке бензина в правой группе баков 100 л, авиатехник проверил на герметичность датчик СБС-1447 и с целью выравнивания количества бензина по группам, слил 200 л из левой группы баков в правую. Все эти операции по проверке критического остатка топлива путем перелива из одной группы баков в другую не предусмотрены технологией выполнения работ по замене топливных баков.
    Учитывая неискренность показаний авиатехника в процессе расследования АП, установить фактическое количество бензина в баках самолета на момент начала полетов не представилось возможным.
    21 мая утренние полеты не производились из-за размокшего состояния летного поля. Полеты КВС начал в 13:15. После выполнения четырех полетов общей продолжительностью 53 минуты КВС зарулил к складу ГСМ. Общий расход топлива в этих полетах, по расчетам, должен был составить 210-220 литров. По показаниям авиатехника, перед началом полетов на борту якобы находилось 600 литров бензина. Такого количества было вполне достаточно для продолжения полетов и решение КВС на дозаправку объяснить однозначно не представляется возможным. Можно предположить, что у КВС появились сомнения в фактическом наличии топлива на борту, вызванные либо неправильными показаниями бензочасов, либо в самолет после замены бака и всех операций по переливу топлива оно было заправлено в меньшем количестве, чем утверждает авиатехник. При заправке авиатехник самоустранился, ограничившись лишь подключением заправочного шланга к БПК, поручил эту работу трактористу совхоза и допустил заправку самолета нефильтрованным топливом, в количестве не менее 100 литров. КВС в момент заправки находился в пилотской кабине, а затем около бочек с топливом. В результате такой бесконтрольности установить количество фактически заправленного топлива не представляется возможным.
    В 15:05 КВС вновь приступил к полетам и выполнил пять полетов общей продолжительностью 1 час 02 минуты. По расчетам комиссии, расход топлива при этом составил 230-240 литров
    В 17:24 КВС произвел взлет для шестого производственного полета. После взлета он набрал высоту не менее 50 м и приступил к выполнению левого разворота с креном до 30° в сторону обрабатываемого участка. После вывода самолета из разворота произошел останов двигателя. В этот момент самолет находился над виноградником. Впереди по курсу, на удалении 350-400 м, находилось ровное поле озимой пшеницы, к границе которого примыкал овраг шириной 70 м и глубиной 16 м. Согласно РЛЭ, при отказе двигателя на высоте 50 м дальность планирования составляет около 400 м. Учитывая оборудование самолета сельхозаппаратурой в варианте опрыскивания и полетную массу, близкую к максимальной, дальность планирования должна была составлять 300-350 м. В создавшейся обстановке практически исключалась возможность подбора более благоприятной площадки для вынужденной посадки, кроме этого поля. В дальнейшем, снижаясь в сторону намеченного поля, самолет вышел над оврагом на высоте около 10-12 м. Вдоль оврага и над ним, вследствие разности температур подстилающей поверхности (пахота и овраг, заросший камышом в воде) и наличия ветра до 5 м/с, имелся нисходящий поток. Попав в этот поток, самолет дал просадку и на скорости 120-130 км/ч, на расстоянии 2,5 м ниже верхнего уровня оврага, столкнулся с имеющим уклон около 60° склоном. При столкновении передняя часть фюзеляжа разрушилась и возник пожар, продолжавшийся 50-55 минут. КВС погиб. Катастрофа произошла в 17:25 в 3,7 км западнее х. Белый.
    В правой группе баков, не подвергшейся воздействию огня, комиссия обнаружила 129 литров бензина. В левой группе баков, подвергшейся интенсивному горению, бензина не обнаружено. 4-х ходовой кран находился в положении «сумма». В поплавковых камерах карбюратора бензина не обнаружено.
    В 1981 г. авиатехник привлекался к уголовной ответственности за хищение бензина на оперативной точке, однако, несмотря на эти факты, вновь был направлен для самостоятельной работы на оперативной точке в совхоз «Радуга», где он нарушил технологию по выполнению работ по замене бака и вновь допустил хищение бензина, допускал употребление спиртных напитков, в процессе выполнения полетов самоустранился от выполнения своих непосредственных обязанностей, практически не участвовал в заправке самолета бензином, не руководил заруливанием и выруливанием на загрузочную площадку, не контролировал работу спецаппаратуры. В процессе расследования он вел себя исключительно неискренне и постоянно пытался ввести в заблуждение комиссию, особенно по количеству заправленного бензина.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-35151
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 20.12.1969
Заводской номер ВС 1G112-33
Наработка ВС (часы) 9969
Наработка ВС (циклы) 58665
Силовая установка К 15273150


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское УГА, 2-й Краснодарский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     По заключению комиссии, останов двигателя в полете произошел из-за прекращения подачи топлива. В связи с тем, что основная часть элементов топливной системы самолета сгорела, однозначно установить причину прекращения подачи топлива не представилось возможным.
    Наиболее вероятными причинами останова двигателя могли быть:
    1) нарушение требований РЛЭ самолета Ан-2 в части заправки бензином со стороны авиатехника;
    2) нарушение технических указаний по выполнению регламентных работ на самолете Ан-2 в части замены бензобака;
    3) возможность отсутствия должного контроля за фактическим расходом бензина со стороны КВС
    Заключение: причиной катастрофы явился останов двигателя в полете из-за прекращения подачи топлива вследствие отсутствия контроля за фактическим его расходом со стороны КВС и нарушения технологических указаний МГА в части замены бензобака авиатехником.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.