КВС (266 летный отряд) и авиатехник выполняли АХР с оперативной точки совхоз «Радуга» Темрюкского района по внесению минеральных удобрений под посевы риса. До 18 мая Говорухин выполнял полеты с оперативной точки Анастасиевская (Славянский район) и в этот день получил указание перелететь в х. Белый (совхоз «Радуга»). Получив это указание, КВС доложил на базу, что перелететь не может, так как необходима замена левого корневого бака из-за появившегося запотевания стенок. В этот же день бак на замену был доставлен на аэродром. КВС с авиатехником, в нарушение НПП ГА-78, на неисправном самолете произвели перелет в совхоз «Радуга».
19 мая авиатехник произвел замену бака. В нарушение НТВЭС ГА-71, он привлек к работе по ремонту и монтажу рабочего совхоза. В процессе работы он вместе с этим рабочим употреблял спиртные напитки. КВС ограничился предупреждением и на базу об этом не доложил. Работы авиатехник произвел с грубейшими нарушениями технологических указаний, утвержденных МГА. Установленный бензобак не был расконсервирован, не продут сжатым воздухом и не промыт бензином. Контроля за выполнением данных работ на оперативной точке никем из должностных лиц АТБ не осуществлялось. После монтажа бака работа двигателя и топливной системы при различных положениях 4-х ходового крана не проверялась.
По показаниям авиатехника, перед демонтажем бака им был полностью слит бензин из левой группы баков в две эталонные бочки. После замены бака он совместно с КВС проверил работу сигнализации критического остатка топлива в левой группе баков. В дальнейшем ранее слитый бензин вновь был заправлен в левую группу баков. Затем авиатехник произвел слив бензина из правой группы баков в количестве 200 л и залил его в левую группу баков. При остатке бензина в правой группе баков 100 л, авиатехник проверил на герметичность датчик СБС-1447 и с целью выравнивания количества бензина по группам, слил 200 л из левой группы баков в правую. Все эти операции по проверке критического остатка топлива путем перелива из одной группы баков в другую не предусмотрены технологией выполнения работ по замене топливных баков.
Учитывая неискренность показаний авиатехника в процессе расследования АП, установить фактическое количество бензина в баках самолета на момент начала полетов не представилось возможным.
21 мая утренние полеты не производились из-за размокшего состояния летного поля. Полеты КВС начал в 13:15. После выполнения четырех полетов общей продолжительностью 53 минуты КВС зарулил к складу ГСМ. Общий расход топлива в этих полетах, по расчетам, должен был составить 210-220 литров. По показаниям авиатехника, перед началом полетов на борту якобы находилось 600 литров бензина. Такого количества было вполне достаточно для продолжения полетов и решение КВС на дозаправку объяснить однозначно не представляется возможным. Можно предположить, что у КВС появились сомнения в фактическом наличии топлива на борту, вызванные либо неправильными показаниями бензочасов, либо в самолет после замены бака и всех операций по переливу топлива оно было заправлено в меньшем количестве, чем утверждает авиатехник. При заправке авиатехник самоустранился, ограничившись лишь подключением заправочного шланга к БПК, поручил эту работу трактористу совхоза и допустил заправку самолета нефильтрованным топливом, в количестве не менее 100 литров. КВС в момент заправки находился в пилотской кабине, а затем около бочек с топливом. В результате такой бесконтрольности установить количество фактически заправленного топлива не представляется возможным.
В 15:05 КВС вновь приступил к полетам и выполнил пять полетов общей продолжительностью 1 час 02 минуты. По расчетам комиссии, расход топлива при этом составил 230-240 литров
В 17:24 КВС произвел взлет для шестого производственного полета. После взлета он набрал высоту не менее 50 м и приступил к выполнению левого разворота с креном до 30° в сторону обрабатываемого участка. После вывода самолета из разворота произошел останов двигателя. В этот момент самолет находился над виноградником. Впереди по курсу, на удалении 350-400 м, находилось ровное поле озимой пшеницы, к границе которого примыкал овраг шириной 70 м и глубиной 16 м. Согласно РЛЭ, при отказе двигателя на высоте 50 м дальность планирования составляет около 400 м. Учитывая оборудование самолета сельхозаппаратурой в варианте опрыскивания и полетную массу, близкую к максимальной, дальность планирования должна была составлять 300-350 м. В создавшейся обстановке практически исключалась возможность подбора более благоприятной площадки для вынужденной посадки, кроме этого поля. В дальнейшем, снижаясь в сторону намеченного поля, самолет вышел над оврагом на высоте около 10-12 м. Вдоль оврага и над ним, вследствие разности температур подстилающей поверхности (пахота и овраг, заросший камышом в воде) и наличия ветра до 5 м/с, имелся нисходящий поток. Попав в этот поток, самолет дал просадку и на скорости 120-130 км/ч, на расстоянии 2,5 м ниже верхнего уровня оврага, столкнулся с имеющим уклон около 60° склоном. При столкновении передняя часть фюзеляжа разрушилась и возник пожар, продолжавшийся 50-55 минут. КВС погиб. Катастрофа произошла в 17:25 в 3,7 км западнее х. Белый.
В правой группе баков, не подвергшейся воздействию огня, комиссия обнаружила 129 литров бензина. В левой группе баков, подвергшейся интенсивному горению, бензина не обнаружено. 4-х ходовой кран находился в положении «сумма». В поплавковых камерах карбюратора бензина не обнаружено.
В 1981 г. авиатехник привлекался к уголовной ответственности за хищение бензина на оперативной точке, однако, несмотря на эти факты, вновь был направлен для самостоятельной работы на оперативной точке в совхоз «Радуга», где он нарушил технологию по выполнению работ по замене бака и вновь допустил хищение бензина, допускал употребление спиртных напитков, в процессе выполнения полетов самоустранился от выполнения своих непосредственных обязанностей, практически не участвовал в заправке самолета бензином, не руководил заруливанием и выруливанием на загрузочную площадку, не контролировал работу спецаппаратуры. В процессе расследования он вел себя исключительно неискренне и постоянно пытался ввести в заблуждение комиссию, особенно по количеству заправленного бензина.
|