Экипаж Марыйской ООАЭ Туркменского УГА выполнял АХР с временного аэродрома совхоза «Красногвардеец» Каневского р-на Краснодарского края.
28 мая экипаж по просьбе главного агронома совхоза, из-за отсутствия хлорофоса и жидких удобрений, принял решение обрабатывать свеклу неизвестным для него импортным (пр-ва ФРГ) гербицидом «Бетанал», не внесенным в список правил по технике безопасности и производственной санитарии на АХР. Пилоты после каждого полета жаловались на недомогание от сильного запаха, а перед заключительным полетом отказывались лететь (но агроном их уговорил). Всего выполнено 7 производственных полетов. После окончания работ главный агроном дал указание рабочему совхоза долить в емкость с остатками «Бетанола» воду, а экипажу на утро следующего дня никаких заданий не дал (поскольку жидкие удобрения так и не подвезли), только сообщив, что будут обрабатывать кукурузу.
После 20:00 экипаж выехал на квартиру в пос. Красногвардеец. КВС, второй пилот и авиатехник там выпили бутылку водки, после чего второй пилот лег спать, а КВС и авиатехник сидели на крыльце и легли спать около 24:00.
Утром, в 05:10, экипаж прошел предполетный медосмотр на дому у фельдшера, которая допустила его к полетам. Затем экипаж прибыл на аэродром, где главного агронома еще не было. В 06:00 экипаж вышел на связь со штабом Туркменского СЛО и передал, что начинает полеты в 06:05 (фактически их в это время не начиная).
После опробования двигателя самолет подрулил к загрузочной базе, где рабочий закачал в бак для ядохимикатов имевшуюся в емкости воду с остатками «Бетанала». Рабочий показал экипажу на карте, где поле кукурузы. В 06:58 экипаж произвел взлет и вышел на связь со штабом Туркменского СЛО, доложив, что полеты продолжает. После набора высоты 50-60 м, левым разворотом самолет вышел на поселок центральной усадьбы совхоза (по показаниям главного агронома, экипаж и ранее допускал полеты над поселком для вызова руководства на аэродром). Полет над поселком продолжался на высоте 50-60 м, что было ниже безопасной высоты. После пролета огородов на окраине поселка самолет правым разворотом с креном более 30° был выведен в направлении участка №5 (поля кукурузы). После вывода из разворота самолет перешел в снижение, которое вначале было плавным, а затем более крутым, и под углом к лесозащитной полосе высотой до 20 м и ЛЭП. В процессе снижения экипаж отвлек внимание от пилотирования самолета и поздно заметил впереди препятствие - ЛЭП. Принятыми запоздалыми действиями по переводу самолета в набор избежать столкновения не удалось. На высоте 5 м, с углом кабрирования около 15°, самолет левой полукоробкой крыльев столкнулся с железобетонной опорой ЛЭП, перевернулся в воздухе вокруг продольной оси на 180°, в перевернутом положении упал на землю и разрушился. Второй пилот погиб, КВС скончался в больнице. Алкоголя в крови обоих пилотов не обнаружено.
Катастрофа произошла в 1 км восточнее центральной усадьбы совхоза в 07:03 мск.
|